Тофет был священной территорией, обычно расположенной за пределами городов, где совершались жертвоприношения и погребения, особенно маленьких детей, в ритуалах финикийской, а затем карфагенской религии. Тофет является наиболее очевидным культурным экспортом из финикийских городов в их колонии по всему Средиземноморью , и они были ценным источником информации о погребальных практиках и даже средиземноморской торговле благодаря привычке использовать импортную керамику в качестве погребальных урн для хранения праха умершего.
Функция тофета
Согласно древним источникам, одним из ритуалов финикийской религии было принесение в жертву людей, особенно детей. Жертвы были убиты огнем, хотя неясно, как именно. Согласно древним историкам Клитарху и Диодору, перед бронзовой статуей бога Ваала (или Эля), у которого были раскинутые руки, на которые клали жертву перед падением в огонь, ставили очаг. Они также упоминают жертв, носивших улыбающиеся маски, чтобы скрыть свои слезы от бога, которому их приносили в жертву. Затем прах жертвы помещали в урну и хоронили в гробницах, помещенных в специально отведенное священное открытое пространство, окруженное тофетами.
Тофеты обычно расположены за пределами города и обычно на севере. В тофете в Карфагене есть святилище с алтарем, где приносились жертвы. После церемонии пепел всесожжения помещали в сосуд. Затем поверх погребальных урн клали камни, чтобы запечатать их, и помещали в тофет, иногда в шахтные гробницы. С 6 века до н.э. стелы посвящались Баалу или Танит и помещались поверх урн вместо камней. На многих стелах есть надписи, описывающие человеческое жертвоприношение или замену ребенка овцой. Сами урны часто представляли собой переработанные горшки и кувшины, привезенные даже из таких далеких мест, как Коринф и таким образом, Египет представляет интересную и ценную информацию о финикийской торговле.
Географическое распространение тофетов
Хотя в самой Финикии нет археологических свидетельств существования тофетов, их присутствие во многих ее колониях по всему Средиземноморью свидетельствует о том, что эта культурная практика почти наверняка исходила из родных финикийских городов, таких как Тир, Сидон и Библос. Один из ближайших к финикийской территории тофетов находился в Телль-Сукасе на сирийском побережье и датируется 13-12 веками до нашей эры. Что касается колоний, то в Мотье (у берегов Сицилии) тофет впервые использовался с середины 7 века до нашей эры. Есть также тофеты в Сулькиде, Битии, Фарросе и Норе на острове Сардиния. Самый известный тофет находится в Карфагене, также известном как «участок Танит» и расположенн к югу от города в Саламбо. Впервые он был использован в 8 веке до нашей эры и постоянно после этого до падения Карфагена после поражения в Пунических войнах. Максимально тофет занимал 6000 квадратных метров и имеет девять нисходящих уровней.
Детское жертвоприношение
Западные классические писатели, описывая малопонятные восточные обычаи, радостно пересказывали рассказы о геноциде, принесенных в жертву детям, благодаря которым финикийцы на протяжении всей древности славились своей кровожадностью. Римские писатели, стремясь показать, что побежденные карфагеняне были варварами, также преувеличивали финикийские культы, чтобы лучше проиллюстрировать силу Рима в победе над таким презренным врагом. Библия также описывает эти кровавые обычаи (Молох) в честь бога Ваала (4 Царств 23:10, Исход 22:29-30 и Иеремия 7:30-31), располагая их недалеко от Иерусалима в долине Бен-Хинном, буквально, на месте резни, и заявив, что они финикийского происхождения. Вопрос о том, заслужили ли финикийцы свою репутацию ужасных детоубийц, лишь относительно недавно стал предметом изучения современной науки.
Во-первых, следует помнить, что человеческие жертвоприношения совершались в большинстве древних культур и часто упоминаются в античной литературе. В Ветхом Завете Авраам пытается принести в жертву собственного сына Исаака (Бытие 22:1-2), в текстах из Угарита есть упоминание о принесении в жертву первенца во время великой опасности, а в «Илиаде» Гомера царь Агамемнон принес в жертву свою дочь Ифигению, чтобы греческий флот мог отплыть в Трою и вернуть Елену Прекрасную.
Во-вторых, масштабы человеческих жертвоприношений, приносимых финикийцами, трудно определить, но вряд ли они совершались с большой регулярностью; ни одно общество, в конце концов, не может поддерживать регулярную выбраковку собственного населения. Все литературные упоминания о человеческих жертвоприношениях предполагают, что они были необходимы только во времена большой опасности для государства, такие как войны, эпидемии и стихийные бедствия, и не были повседневной практикой. Даже в финикийской мифологии бог Эль приносит в жертву своего сына Иеуда, чтобы спасти свою страну от краха. В другом примере Диодор описывает карфагенского полководца Гамилькара, приносящего в жертву ребенка во время осады Агридженто в V веке до нашей эры, когда защитники страдали от смертельной вспышки болезни. Далее, для человеческих жертвоприношений в древних источниках почти всегда используются дети правителей и господствующего класса, так как богов, по-видимому, не должно было волновать жертвоприношение простого народа.
В-третьих, и это самое главное, сам факт того, что дети вообще приносились в жертву, вовсе не так достоверен, как нас уверяют древние источники. Хотя археологические данные выявили огромное количество погребальных урн в тофетах, более 20 000 только в Карфагене, и большинство из них содержат сожженные останки детей, это не обязательно указывает на то, что дети были принесены в жертву.
Стелы Тофета
Археологические свидетельства
Анализ останков внутри тофета в Карфагене показывает, что захоронение урн было регулярным и индивидуальным, т.е. не массовым. С 7 по 6 века до нашей эры умершие были новорожденными, а умершие, датируемые 4 веком до нашей эры, в основном были в возрасте до 3 лет. Есть также, прямо с начала использования тофетов, сгоревшие останки животных, а они составляют 30% остатков раннего периода. С 4 века до нашей эры останки животных составляют всего 10% от общего количества. В оба периода есть образцы урн со смесью человеческих и животных останков. Анализ также показывает, что в целом 80% человеческих останков принадлежат новорожденным или плодам. Это сопоставимо с находками в Тарросе, где 98% останков принадлежали детям младше трех месяцев. Точную причину смерти установить невозможно, но все указывает на то, что они умирали по естественным причинам, при рождении или через несколько недель. Хотя человеческие жертвоприношения могли практиковаться, высокая доля новорожденных в тофетах показывает, что эти ограждения служили местами захоронения детей, умерших при рождении или не достигших двухлетнего возраста. Отсутствие гробниц с новорожденными в финикийско- пунических некрополях центрального Средиземноморья подтверждает, что детей хоронили не рядом со взрослыми, а в тофетах.
Вывод
В заключение, кажется, что репутация финикийцев, а затем и карфагенян после них, как кровожадных детоубийц, не имеет существенных вещественных доказательств, подтверждающих ее. То, что детские жертвоприношения имели место, как и в других древних религиях, кажется несомненным. Однако позиция о том, что это делалось только во времена большого социального напряжения и что тофет на самом деле является священным местом для других видов жертвоприношений и местом захоронения детей, умерших естественной смертью, во многом подтверждается.