Найти тему

Борис Акунин, сборник «Планета Вода»

Страниц: 400

Цикл: «Приключения Эраста Фандорина», №15

Оценка: 8/10

Первое издание: 2015 г.

Я даже как-то не заметила, что между чтением предыдущей книги серии — «Чёрного города» — и этой прошёл без малого год. Впереди осталась последняя книга серии, и я этого немного боюсь. 

Это сборник, состоящий из трёх повестей. Хронологически он не связан с предыдущим романом: действие в повестях происходит в 1903, 1906 и 1912 годах, тогда как в «Чёрном городе» повествование было в 1914 г. Давайте расскажу о каждой из них чуть подробнее.

«Планета Вода»

Эта повесть мне безумно понравилась, потому что написана она в стиле произведений Жюля Верна и Герберта Уэллса. Борис Акунин же назвал её «технократическим детективом».

Сюжет разворачивается вокруг странного острова, принадлежащего одной корпорации. Там наверняка ведутся прорывные научные разработки и определённо замешаны заговоры и желание мирового господства, но поначалу Эраст Фандорин берётся за это дело из-за серии смертей маленьких девочек. 

«Парус одинокий»

После этой повести осталось неприятное послевкусие. Она мрачная, наполненная отталкивающими людьми.

История начинается с того, что Фандорин узнаёт о смерти своей давней знакомой. Эту знакомую мы знаем по «Декоратору» и «Нефритовым чёткам», но я её вообще не смогла вспомнить. Эта знакомая приняла постриг и уехала в монастырь в русской глубинке. Там она была убита — обстоятельство само по себе неприятное, но отягощённое давней привязанностью Эраста и малым кругом подозреваемых, причём в основном монахинь. Эта повесть названа «ностальгическим детективом», что для меня несколько странно, поскольку в моём понимании слово «ностальгический» имеет тёплую позитивную окраску с толикой меланхолии. 

«Куда ж нам плыть?»

Третья повесть наименована «идиотическим детективом», и такое определение «жанра» сильно повлияло на моё восприятие, причём в негативном ключе. Потому что для меня слово «идиотический» окрашено юмором и самоиронией, в то время как события повести не показались мне смешными.

Повествование начинается с того, что Эраст едет со своей женой Луизой Луантэн («Весь мир театр») в поезде и тоскует без новых расследований. Однако ему везёт, ибо в поезде, шедшем впереди них, произошло серьёзное ограбление. Фандорин берётся за это дело и всю повесть бегает по Кракову за ловким преступником. В конце истории Эраст встречает Ленина и Сталина, что совсем странно выглядит. 

Повести «Парус одинокий» и «Куда ж нам плыть?» показались мне слабыми и гнетущими. Персонажи в них очень отталкивающие, вся атмосфера мрачная — местами до непроглядной депрессивности. Если бы не первая повесть сборника, я бы оценила всю книгу гораздо ниже. Вот она мне очень понравилась: уровнем запутанности сюжета, его увлекательностью. А самое главное — писатель восхитительно повторил дух приключенческих романов девятнадцатого века. 

Поэтому мне кажется, что стоит читать сборник только из-за первой повести. Она прекрасна. Остальные можно игнорировать, как будто их и вовсе нет. Также для меня до сих пор осталось загадкой, что же это за детективные жанры такие — «идиотический», «ностальгический». Как будто я не заметила пасхалку, и это меня ещё больше сбивает с толку.