Урок: математика
Тема: Состав числа 7.
Цель: формирование представления состава числа 7
Задачи:
- закрепить знания по нумерации чисел в пределах 7; формировать вычислительные навыки, закреплять умения решать задачи;
- развить зрительное восприятие, память, мелкую моторику рук, функции анализа и синтеза при решении задач;
- прививать интерес к математике, воспитывать потребность доводить начатое дело до конца, аккуратность, воспитывать умение слушать учителя и выполнять его задания.
Ход урока.
Организационный момент.
Встали тихо, замолчали.
Всё что нужно, вы достали.
Приготовились к уроку.
Больше не вертитесь, а спокойно все садитесь.
Устный счёт.
Повторение дней недели. Какой сегодня день недели?
Сколько дней мы учимся?
Сколько дней отдыхаем?
Как называется день, с которого начинается неделя?
Назовите по порядку все дни недели.
С какими числами мы знакомы? (1, 2, 3, 4, 5, 6, 7)
Какое число при счёте называют после числа 6?
Перед числом 7?
Между числами 5 и 7?
Какое число больше на 1, чем 6?
Увеличьте 5 на 1.
Уменьшите 7 на 1.
Назовите «соседей» числа 6.
Ранним утром солнце всходит, сколько солнц над полем бродит? (одно)
Вечером встаёт луна. Сколько в небе лун? (одна).
Четыре зайца шли из школы, и вдруг на них напали пчёлы.
Два зайчика спаслись едва, а сколько не успело? (два.)
Повторение состава числа 7.
Игра «Угадай числа». (Учитель держит 2 карточки с цифрами обратной стороной к детям)
И говорит: «На карточках записаны два числа. Если их сложить, то получится число 7. Какие числа записаны на карточках?»
Дети дают разные ответы (6 и 1; 7 и 0;5 и 2; 3 и 4)
Когда дети назовут числа, которые написаны на карточках, показать эти карточки.
Игра «Самый внимательный». На наборное полотно выставляется 7 карточек с рисунками грибов. Обучающиеся хором называют деревья. Затем закрывают глаза, а учитель убирает 2 гриба. По команде, ученики открывают глаза и говорят, сколькогрибов не хватает. А затем считают количество оставшихся карточек. (5).
А сколько предметов было сначала? (7)
Сколько предметов убрали? (2)
Сколько предметов осталось? (5)
Как получили 5? (От 7 отняли 2)
Пальчиковая гимнастика.
Пошли пальчики гулять (пальцы обеих рук сжать в кулаки, большие пальцы опущены вниз и как бы прыжками двигаются по столу).
А вторые догонять (ритмичные движения по столу указательными пальцами).
Третьи пальчики бегом (движение средних пальцев в быстром темпе).
А четвёртые пешком (медленное движение безымянных пальцев по поверхности стола).
Пятый пальчик поскакал (ритмичное касание поверхности стола обоими мизинцами).
И, в конце концов, упал. (Хлопок обоими кулаками по поверхности стола).
Работа в тетрадях.
Письмо двух строчек цифры 7.
Обведите в тетради 6 клеток, а потом ещё 1клетку. И эту клетку закрасьте.
Сколько всего клеток обвели? (7).
Как получили 7? (К 6 + 1 = 7). Давайте запишем пример.
Итак, Сколько обвели сначала? Запишем цифру 6.
Что сделали потом? (Обвели ещё одну)
Какой цифрой обозначим? (1).
Сколько стало? (7).
Стало больше или меньше?
Нарисуйте в тетради 5 кружков, а потом ещё 2 кружка. Эти два кружка закрасьте. Сколько всего кружков нарисовали? (7).
Как получили 7 кружков? (К 5 + 2 = 7).
Запишите пример. Нарисуйте в тетради 4 треугольника, а затем ещё 3 треугольника. Эти 3 треугольника закрасьте.
Сколько всего треугольников нарисовали? (7).
Как получили 7 треугольников? Запишите (4 + 3 = 7). И так далее.
Физкультминутка.
Руки ставим мы вразлёт.(Руки в стороны)
Появился самолёт. («Полетели» как самолёт).
Мах крылом туда – сюда. (Наклоны влево – вправо)
Делай «раз» и делай «два». (Повороты влево – вправо)
Руки в стороны ведите. (Руки в стороны)
Друг на друга посмотрите. (Повороты влево – вправо)
Раз и два, раз и два! (Прыжки на месте)
Опустите руки вниз. (Опустили руки)
И на место все садитесь. (Сели на место)
Работа по теме.
Игра «Белочка и грибы».
Загадка: Кто по ёлкам ловко скачет и взлетает на дубы?
Кто в дупле орешки прячет, сушит на зиму грибы? (Белка.)
(Вспомнить о том, что белочка на зиму делает запасы грибов. В одном дупле она никогда не хранит запасы, а раскладывает в несколько. На доскерисуются 2 картинки с дуплом. Белочка каждый день сушила по 7 грибов и раскладывала их в 2 дупла)
По сколько грибов в каждое дупло может положить белочка?
Кто хочет быть белочкой и разложить грибы в дупла? Выходит ученик и раскладывает грибы (например, 6 и 1). Записывает пример на доске.
Как белочка разложила 7 грибов во второй день? (5 и 2). Запишите пример на доске.
А как разложила в третий день? (4 и 3) Запишите пример на доске. И так далее. (Ученики, играющие роль белочки меняются каждый раз, но пример не должен повторяться)
Работа над задачей.
Мальчик собирал марки. У него в альбоме было 6 марок. Папа принёс ему ещё одну марку. Мальчик положил эту марку в альбом. Сколько всего марок стало у мальчика?
Что же мы знаем? (Что сначала было 6 марок, и ещё 1 марку принёс папа)
Что неизвестно? (Сколько всего стало марок)
Что нужно сделать, чтобы ответить на вопрос задачи? (К 6 + 1)
Сколько же получится? (Получится 7)
Запишите решение 6 + 1 = 7(м.).
Кто теперь скажет ответ на вопрос задачи? (У мальчика стало 7 марок)
Мы ответили на вопрос задачи? Значит, решили задачу.
Упражнения для глаз. «Волшебный сон…»
Реснички опускаются…
Глазки закрываются…
Мы спокойно отдыхаем…
Сном волшебным засыпаем…
Дышится легко…
Ровно… глубоко…
Шея не напряжена и расслаблена…
Мы спокойно отдыхаем…
Сном волшебным засыпаем…
Хорошо нам отдыхать,
Но пора уже вставать!
Решение примеров в пределах 7.
6 – 5 = 5 – 1 = 2 + 2 =
7 – 4 = 5 + 2 = 3 + 0 =
4 + 3 = 6 = 2 = 7 – 2 =
5 + 0 = 7 – 1 = 6 + 1 = Проверка работы.
Итог урока.
Что мы повторили? Вы хорошо поработали. Спасибо за урок.