Найти в Дзене

Разгадка легенды о затонувшей субмарине на дне залива в Ладожском озере.

Нам поступило предложение обследовать участок акватории, прилегающей к порту города Сортавала. Цель - обнаружить неопознанную субмарину. Ангажемент удивил своей алогичностью, но будучи русскими людьми, мы немедленно согласились. Парадокс этой истории в том, что подводной лодке, в отличие от надводного судна, недостаточно «семи футов под килем». Футов должно быть значительно больше. Максимальная глубина Ладожского озера 230 метров, однако, среднеарифметическое значение порядка 50 метров. Даже для современных сверхмалых субмарин оперативного 3D простора явно не хватает. Тем не менее, наличие подплава на Ладоге имеет свое документальное подтверждение. Две малые подводные лодки серии шесть-бис с августа по декабрь 1943 - года действовали в позиционных районах Ладоги. На них были возложены задачи по ведению разведки, длительного наблюдения за подходами к базам, обеспечению выполнения операций, запланированных командованием Балтийского Флота. Субмарины этого класса на флоте прозвали "Малют

Нам поступило предложение обследовать участок акватории, прилегающей к порту города Сортавала. Цель - обнаружить неопознанную субмарину. Ангажемент удивил своей алогичностью, но будучи русскими людьми, мы немедленно согласились.

Вид на город Сортавала глазами птицы
Вид на город Сортавала глазами птицы

Парадокс этой истории в том, что подводной лодке, в отличие от надводного судна, недостаточно «семи футов под килем». Футов должно быть значительно больше.

Максимальная глубина Ладожского озера 230 метров, однако, среднеарифметическое значение порядка 50 метров. Даже для современных сверхмалых субмарин оперативного 3D простора явно не хватает. Тем не менее, наличие подплава на Ладоге имеет свое документальное подтверждение.

Подводная лодка М-79 ( VI-БИС серия ) на Ладожском озере
Подводная лодка М-79 ( VI-БИС серия ) на Ладожском озере

Две малые подводные лодки серии шесть-бис с августа по декабрь 1943 - года действовали в позиционных районах Ладоги. На них были возложены задачи по ведению разведки, длительного наблюдения за подходами к базам, обеспечению выполнения операций, запланированных командованием Балтийского Флота.

Субмарины этого класса на флоте прозвали "Малютками". Подлодки начали выполнять боевые задания в августе — после тщательной подготовки и изучения экипажами особенностей акватории. Субмарины действовали вдоль восточного побережья Ладожского озера, на подходах к району южнее острова Валаам, а также вдоль западного побережья — от острова Коневец до острова Рахмансари. Обе лодки благополучно вернулись в базу. У финнов никаких «сил и средств» для ведения подводных баталий попросту не было. «САукко» («Выдра») - единственная подводная лодка в мире, спроектированная для эксплуатации в озере, построенная для финнов немцами в Ладогу не попала. «От щедрот» диверсионного ведомства «черного князя Боргезэ» финнам достались лишь несколько быстроходных итальянских катеров МАС. Ни о каких подводных аппаратах в архивах упоминаний нет.

Подводные лодки на Ладожском озере у н.п. Лахденпохья
Подводные лодки на Ладожском озере у н.п. Лахденпохья

В порту, в ходе проведенного оперативного блиц-опроса, местные жители озвучили свои предположения. Гипотетическую субмарину, а вероятнее всего - фрагмент её прочного корпуса, доставили на утилизацию из города Лахденпохья.

Но почему ее не утилизировали на месте? и как она оказалась под водой? Лодка предположительно ДЭПЛ проекта 615, именуемая среди подводников, как "зажигалка". По рассказам, во время одного из штормов, которые на Ладоге случаются часто, лодка получила повреждения прочного корпуса и была отбуксирована к берегу, где и затонула по недосмотру. В свое время подводный объект пытались достать танковыми тягачами из войсковой части расположенной напротив, но, увы, не получилось.

Также внимание водолазов привлекла установленная неподалеку от пристани мемориальная стела, посвященная морякам Краснознаменной Ладожской флотилии. Её открытие состоялось 5 июня 2015 года.

С помощью гидролокатора бокового обзора удалось найти очертания напоминающие искомый объект
С помощью гидролокатора бокового обзора удалось найти очертания напоминающие искомый объект

Водолазному поиску, как правило, предшествует своего рода подводная «функциональная диагностика». Поэтому команда проекта 1XPEDITION спустила на воду «зодиак» и запустила гидролокатор бокового обзора. С контуром, координатами, и глубиной определились. Приступили к погружениям.

Задача максимально усложнилась абсолютным отсутствием видимости. По длине предполагаемого корпуса все свелось к тактильному обследованию «в слепую». Руки водолазов методично, на ощупь, исследовали желтоватый мрак. Все с чем они соприкасались, машинально архивировалось в голове: шпигат, шпангоут, непонятная штуковина...

В силу объективных причин в этот раз участники поисковой команды 1XPEDITION не смогли ни подтвердить, ни опровергнуть легенду о находящейся на дне залива субмарине.

Команда проекта 1XPEDITION в Сортавале
Команда проекта 1XPEDITION в Сортавале

Примечательно одно: любое озеро, река море или океан, как бы невзначай открывают свои сокровенные тайны тому, кто идёт в их сумеречные глубины с ясными помыслами, в которых нет места стяжательству, гордыне и честолюбию.

Рейдовый водолазный бот, отдав швартовы, ушел, легенда осталась, как впрочем, и повод для новой экспедиции!

#Карелия #Сортавала #1xpedition