Вторая мировая война еще не закончилась, когда советский лидер И. Сталин отдал приказ о проведении 17 июля 1944 года марша немецких военнопленных (57 тыс.) по центральным улицам столицы.
Целью такого шествия явилось желание советского руководства продемонстрировать успех летнего наступления Красной армии в Белоруссии, а также развеять миф о непобедимости вермахта.
Наступательная операция в Белоруссии
Успех операции «Багратион» удивил даже ее исполнителей. В ходе летних боев 1944 года на белорусском направлении немецкая армия потеряла:
- почти полмиллиона солдат и офицеров;
- около 3 тысяч танков и самоходок;
- свыше 600 самолетов.
Такого урона немцы не испытывали даже по итогам сражений в Сталинграде и под Курском. В результате этой операции РККА полностью освободила Белоруссию, а также частично Польшу и Прибалтику.
Остановить наступление немцы смогли, только перебросив подкрепления с других фронтов. Для показа такой победы советское руководство разработало демонстрационное мероприятие (марш) «Большой вальс».
Подготовка и проведение марша
Осуществление этого мероприятия потребовало подготовки, сравнимой с самой военной операцией. Кто был его инициатором теперь уже не установить, но причиной замысла послужили два фактора:
- немецкая кинохроника, показывающая парады вермахта в европейских столицах и заверения Геббельса о будущем параде в Москве;
- демонстрация союзникам своего важнейшего вклада в разгром немецко-фашистских войск.
Лидеры союзников в лице У. Черчилля и Ф. Рузвельта называли сражение в Белоруссии очень важной и стремительной победой. Однако некоторые историки придают еще большее значение в разгроме германской армии наступлению союзников в Нормандии. Это отразилось в докладе Б. Монтгомери об открытии фронта на севере Франции.
Для операции «Большой вальс» отбирали военнопленных, чье физическое состояние позволяло им долго ходить. В число годных для марша попало 23 генерала, поэтому колонна усиленно охранялась как военными, так и сотрудниками НКВД.
Подготовку мероприятия так засекретили, что о нем не знали даже работники НКВД и сами пленные. Некоторые документы по этой операции являются секретными до сих пор. Кое-какой свет проливает лишь пометка Л. Берии от 15.07.1944 г. о дате и времени начала конвоирования (17.07.1944 г. в 11:00).
Разоблачение мифа о непобедимости фашистов
Кинорежиссер и актер Л. Дуров в возрасте 15-ти лет присутствовал на этом «параде». Свои впечатления он описал в книге «Грешные записки». Больше всего ему запомнился звук от металлических банок для приема пищи, висящих на поясах у немцев.
Кроме того, запомнились плащи черного цвета и ордена, которые оставили военнопленным по условиям капитуляции. Публика реагировала на проходящую колонну молчанием (с редкими выкриками) и презрением во взглядах.
Московские жители своими глазами увидели, что до победы над «непобедимой Германией» уже совсем близко. Международные наблюдатели, глядя на бесконечную колонну пленных «сверхчеловеков», также убедились в силе советского государства.
Как вы думаете, какой смысл было проводить подобные марши в столице, тем более до окончания войны?