Женщина-пират явление редкое, если не сказать исключительное. Тем более, когда командой отпетых головорезов командует женщина, с чьей красотой может сравниться лишь ее жестокость. Итак, встречайте – одна из самых известных и беспощадных женщин, посвятивших себя пиратскому ремеслу, Жанна де Бельвиль. Что же подвигло эту опасную красавицу встать во главе пиратской флотилии, долгие годы наводившей ужас на французское побережье, ограбившей и потопившей не один десяток кораблей? Жажда наживы, упоение насилием, азарт погони и последующей битвы? Вовсе нет, всему виной… любовь и месть.
Истоки этой истории кроются в начале XIV века. В то время на северо-западе Франции, на полуострове Бретань, в своем родовом замке жил рыцарь Оливье IV де Клиссон (Olivier IV de Clisson). Оливье происходил из уважаемого баронского рода, был влиятельным и богатым человеком (кроме замка в Клиссоне, он владел поместьем в Нанте и землями в Блене). А еще у него была прекрасная жена, славящаяся своим умом и гостеприимством, урожденная Жанна Луиза де Бельвиль (Jeanne de Belleville), леди Монтегю.
Браки по расчету в то время были не редкостью, так же как и жены, годившиеся мужьям в дочери. Но брачный союз Оливье и Жанны был счастливым исключением – жена, ровесница мужа (они оба родились около 1300 года), искренне любила его и родила ему пятерых детей: девочек Изабеллу и Жанну, и мальчиков Мориса (умер в младенчестве), Оливье и Гийома.
Стоит заметить, что это был уже третий брак Жанны. В 1312 году ее, еще девочкой, выдали за 19-летнего лорда Жоффруа де Шатобриана VIII. От него она родила двоих детей: сына Джеффри IX и дочку Луизу. В 1326 году ее первый муж скончался и через пару лет вдова, возможно чтобы защитить своих детей, вновь вышла замуж за герцогского сына Ги де Пентьевра. Но их брак был недолгим – из-за интриг родственников мужа его вскоре аннулировали. И, наконец, в 1330 году Жанна выходит замуж в третий раз – за бретонского лорда Оливье де Клиссона.
Интересно, что для Оливье этот брак также не был первым – на леди Бельвиль он женился будучи вдовцом, а его первой женой была дворянка Бланш де Бувиль.
В новом браке Жанны все было хорошо, пока между королевствами Англии и Франции не разразилась длительная и кровопролитная Столетняя война (1337-1453). Военные конфликты сопровождались поисками шпионов и предателей, к числу которых причислили и ее мужа. Его обвинили в сговоре с англичанами и их королем Эдуардом III, и сдаче врагу бретонского города Ванн.
В 1343 году Оливье де Клиссон был арестован в Париже. За молодого и знатного рыцаря вступились влиятельные друзья, а его жена, широко известная при королевском дворе благодаря своей красоте, лично молила о пощаде для мужа. Но все было тщетно. Несмотря на отсутствие веских доказательств измены, по приказу французского короля Филиппа VI, в начале августа Оливье и его сторонников казнили на эшафоте. А отрубленную голову рыцаря доставили в Нант, где с позором выставили в городских воротах насаженной на копье.
Что делает в таком случае вдова? Вероятно, оплакивает мужа и носит траур. Но Жанна де Бельвиль была не из тех женщин, что льет бесплодные слезы. Она поклялась жестоко отомстить за любимого. Приняв решение, бесстрашная женщина больше не колебалась. Жанна продает оставшееся ей имущество: замок, поместья, драгоценности. Деньги нужны ей для воплощения в жизнь своего плана – начать личную вендетту против… короля Франции!
Для начала Жанна собрала отряд в 400 наемников, с которым стала брать штурмом замки сторонников короля и солдатские гарнизоны в Бретани и соседних землях, безжалостно убивая их защитников. Но зная, что король не оставит это без внимания и скоро против нее будет брошена целая армия, Жанна де Бельвиль решает уйти в море.
Вдова покупает и оснащает три больших военных корабля с черными бортами и красными парусами. Далее Жанна собирает экипажи из верных слуг и бывалых головорезов, и отплывает от берега. Флагманом, названным «Моя месть», она командует лично, а два других корабля ведут ее сыновья-подростки. На момент казни их отца старшему Оливье было всего 7 лет, а младшему Гийому едва шел пятый год, но суровая мать заставила их поклясться перед его отрубленной головой в мести французской короне и теперь они сражаются вместе с ней.
С тех пор королевские моряки не знали покоя, все Атлантическое побережье Франции было охвачено ужасом. Морская разбойница выслеживала, догоняла и брала на абордаж французские торговые и военные корабли. Причем Жанна первой врывалась на вражеский борт с саблей и абордажным топором! Разграбленные суда пираты сжигали или топили вместе с экипажами. Впрочем, хотя бы одного моряка мстительница обязательно оставляла в живых, ведь он должен был передать ее послание королю Франции…
Страх перед «кровожадной Львицей Бретани» (как ее прозвали французы) был так велик, что французские капитаны составляли завещания, прежде чем отправиться в плавание через Ла-Манш – пролив между Великобританией и французской Бретанью. Не оставлял в покое «Черный флот» и побережье, нападая на порты, замки и приморские селения, сжигая дома и убивая жителей.
С натяжкой Жанну де Бельвиль можно назвать не просто пиратом, а корсаром или капером, поскольку у нее было «разрешение» на грабеж французских судов от английского короля Эдуарда III.
Год шел за годом, «Флот возмездия в Ла-Манше», как называла его сама Жанна де Бельвиль, безнаказанно разбойничал в прибрежных водах Франции. Король был в ярости и требовал схватить преступницу. Но все попытки французского военного флота выследить дерзких пиратов оканчивались неудачей. Пока однажды, в один прекрасный день, эскадра морской разбойницы будто бы не растворилась в воздухе…
Что тогда произошло, и как сложилась дальнейшая судьба Жанны де Бельвиль доподлинно неизвестно. По одной из версий французы все-таки смогли найти и окружить корабли разбойницы, а ее саму пленили и впоследствии казнили.
Но гораздо вероятнее, что во время ожесточенного боя с военным флотом Франции, Жанна с сыновьями и матросами смогла скрыться на баркасе. Лодку унесло далеко в море, почти неделю они провели без еды и воды. За это время умерли несколько матросов и ее младший сын. Наконец на горизонте показалась спасительная земля, но не английского берега, а… Бретани. В родном краю Жанна укрылась от преследователей у сторонника ее мужа графа де Монфора, продолжая и дальше заниматься пиратством.
Наконец, в 1350-х годах, бывшая грозная пиратка, утолив жажду мести, вновь вышла замуж, за английского рыцаря сэра Уолтера Бентли. На закате жизни Жанна и ее четвертый муж поселились на земле де Монфора, в замке коммуны Энбон (Hennebont). Где и почили практически одновременно в декабре 1359 года.
Что касается ее старшего сына Оливье V де Клиссона (1336-1407), получившего прозвище «Мясник», то юноша воспитывался при лондонском дворе. Однако, затем он вернулся на родину и в 1380 году при новом короле занял высшую военную должность, став коннетаблем Франции. Его положение было так высоко, что он считался первым лицом государства после монарха и принцев. На этой должность Оливье пребывал до последних дней своей жизни, оставив после себя огромное состояние, основу которого заложила его мать – Жанна де Бельвиль.
Интересно, что будущую грозу морей звали также как жившую в ту же эпоху знаменитую Жанну д’Арк. Одна командовала войсками Франции и добилась победы под Орлеаном, другая грабила и топила французские корабли. И если Орлеанская дева стала символом храбрости, самоотверженности и надежды, то имя Жанны де Бельвиль на долгие годы сделалось синонимом ужаса и жестокости.