Критики называли этот альбом «Сержантом Пеппером музыки соул». Соглашусь. Хотя, сравнение глупое и пошлое, с тем же успехом я могу назвать его Dark Side Of The Moon черной музыки вообще. Кертиса же по его значимости можно сравнить с Бобом Марли и Диланом – тем более, что и тот и другой пели его песни. В сольном «Curtis» Мэйфилд сохранил – и не мог не сохранить всю заоблачную красоту The Impressions и привнес нечеловеческую динамику, сохранил музыкальность и загрузил тяжелыми риффами, в результате получилась совершенно новая музыка. Помимо того, что эта музыка сама по себе прекрасна, чудесно сыграна и записана так, то звучит современно и в 2020 году, она мажорная, светлая, даже слепяще-яркая, быстрая, замечательно мелодичная и – при всем при этом – музыка Кертиса это то, что называется «песнями протеста». От начала до конца весь альбом посвящен проблемам черного населения Америки, жизни в гетто, поискам выхода, противостоянию тех, кто загнал людей в нечеловеческие условия жизни. И, повторюсь – при этом весь альбом – солнечный танец. «Curtis» - это та музыка, которая необходима сейчас, когда абсолютно все политики абсолютно всех стран загнали проблемы простых людей в такой тупик, из которого, кажется, уже нет выхода. Мэйфилд поет и играет о противостоянии – но не призывает к агрессии – вот, что важно. Есть вещи гораздо выше и гораздо важнее, чем возня политиков и олигархов, есть мир, свет, счастье, любовь, бог, музыка – Кертис не является пацифистом-непротивленцем, он просто называет вещи своими именами. Он борется за свободу и равенство танцуя, с песней, а не с огнеметом, он констатирует факты и пытается объяснить всем, находящимся по разные стороны баррикад – все люди – братья, делить нечего, придите в себя, прекратите этот кошмар. И под его песни танцует белая Европа и белая Америка – так же, как под песни Боба Марли, хотя они в разы агрессивней – но почему-то люди этого не слышат. Но музыка победит и правда победит. Возможно. Во всяком случае, пока есть музыка Мэйфилда, на это можно надеяться. Тяжеленный рифф, с которого начинается (Don’t Worry) If There Is A Hell Below We’re All Gonna Go – сразу бросает в танец, духовые, перкуссия и ударные – все тащит вперед. Голос Мэйфилда – идеальный чистейший фальцет – «Слушай! Слушай!» - крутейший грув, подталкивающий в спину, струнные, духовые – и – «Не волнуйся! – за вас все уже решили – и Никсон, и все правильные богатые люди - делай то, что скажут…» Но музыка, ритм, звук говорят – «Не делай! Сопротивляйся!» И все это – по-настоящему, искренне, честно и – невероятно музыкально. Здесь музыка работает сильнее, чем текст – газета проиграет песне в любом случае всегда и везде во все времена. The Other Side Of Town – арфа, струнные, духовые, клавишные – и тяжелая, роковая подкладка под нежной, чистой, блюзовой мелодией, которую поет Мэйфилд – песня окраин, где тоже есть любовь, где рождаются дети, где светит солнце – иногда, проглядывая сквозь грязный дым фабричных труб. Мэйфилд так наполнил альбом музыкой, написал такие оркестровки, что значительная часть «прогрессивных концептуальных альбомов» того времени проигрывает сразу. The Making Of You – арфы, струнные, духовые, клавесин – торжество музыки продолжается – чистый, вдохновенный соул из шестидесятых, только сыгранный в разы мощнее и богаче. We The People Who Are Darker Than Blue – блюз не только о черных – обо всех, кто живет не так, как мог бы, всех, кто не может смириться - и песня-предостережение от того, чтобы устроить «свой собственный геноцид». Песня разгоняется, духовые как плетью стегают аккордами, ритм-секция гонит вперед. – и снова медленный блюз, украшенный скрипками и глубоким басом. Завтрашний день будет ярче… И, наконец – апогей альбома – Move On Up – десятиминутный полет с бешеной ритм-гитарой и полным набором инструментов – оркестр, барабаны, бас, струнные, все, что было в распоряжении Мэйфилда – если брать десятку лучших танцевальных песен всех времен, то Move On Up будет в ней на первом месте. Только вперед, вверх, быстрее, продолжайте двигаться, продолжайте бежать, мечтать и – любым путем к мечте. Перкуссия пулеметом, гитара – настолько хватает сил, ударные – соло уверенное и мощное, саксофон, плотность становится такой, что весь хард-рок вместе взятый кажется звуками школьного ансамбля. Два аккорда – зато, эти аккорды – правильные. Джазовое фортепиано и ослепительный свет оркестра в Miss Black America – снова мечты, воплощенные в звуке, в музыке и голосе Мэйфилда, торжество свободы в Wild And Free и монументальный соул Give It Up, где фальцет Мэйфилда рыдает и смеется, взлетает, исчезает и возвращается – это самый «черный» и самый светлый альбом музыки соул, самый танцевальный и самый полемический, самый умный и самый легкий.
1