Найти тему
Книжный Клуб

Самые частые клише в книгах и литературные штампы: изучайте и не допускайте

Оглавление

Сегодня поговорим с вами о клише в литературных произведениях.

Для начала вкратце о самом понятии. Клише - это устоявшийся и популяризированный шаблон в то, что касается содержимого книги: характер или мотивы главного героя, архетипы персонажей, сюжетная линия, развязка истории и что угодно еще.

На самом деле, пытаться нарочито избегать клише только для того, чтобы писать "не так, как все" - тоже глупость. Не допустить лишних штампов в своей работе можно лишь предварительно хорошенько всё обдумав. Именно поэтому важно не сразу хвататься за ручку (или стучать по клавиатуре), а для начала прописать структуру своего романа, основные тезисы, карту. О том, как это делать мы поговорим в следующих публикациях канала - подпишись :)

клише делают книгу скучной, а историю - предсказуемой
клише делают книгу скучной, а историю - предсказуемой

А теперь что касается самих клише. Разберем самые часто встречаемые.

Один герой против всех

Сюжетная линия, где один простой парень из бедного района спасает весь мир с помощью клея и зажигалки, уже навевает ужасную скуку. Конечно, есть жанры, где история должна быть фантастичной, вдохновляющей и немного гротескной. Но у всего есть предел.

При чем этот самый парень обычно описывается клиническим неудачником. И это выглядит настолько искусственно, что испытаешь не жалость, а недоумение. Ну прям все против него: на работе не ценят, в институте/колледже/школе буллят все, кому не лень, родители до конца не понимают, друзей нет (или один странный гик), девушки нет. Ему во всем не везет, буквально каждый день. Вот-вот у него появятся стигматы, как у великомученика.

"Размытые" мотивы героев или их отсутствие

Если продолжать первый пункт чуть дальше, то приходим еще к одному клише. Мало того, что один простой парень с деревни спасает планету от неизбежного апокалипсиса - он еще и делает это просто так, потому что добрый. Или сражается со злом, или спасает людей, или выполняет чье-то задание просто потому, что это правильно и все. И тут дело даже не в том, что такое вряд ли возможно в реальности. Это скучно читать. Ну опять там простофиля Джек сражается со злом ради всего хорошего и мира во всем мире. Своей личной мотивации или эмоций, к этому подтолкнувших, по мнению автора, у него нет. Либо есть, но опять клише - месть или разбитое сердце.

главный герой и другие персонажи должны быть похожи на людей, а не роботов
главный герой и другие персонажи должны быть похожи на людей, а не роботов

"Сырой" антагонист

Примерно тот же принцип сохраняется при авторской проработке антагониста. Обычно это просто стандартный злодей, желающий захватить мир. Опять же - без причины и мотива. Главного героя ненавидит тоже просто так, потому что зло с добром, как инь и янь - в параллельных вселенных. А еще, конечно, злодея всегда в книге можно узнать просто по описанию: зловещий оскал, черные одеяния, острый взгляд, бледная кожа, скипетр с вершиной, которая наполнена кровью врагов. Ну а вы что думали? Злодеи - они только такие.

Все слишком просто

То ли некоторым авторам сложно прописывать сложные сюжетные линии с высоким уровнем достоверности и убедительными фактами, то ли они экономят бумагу издателей. Нет, нарочно затягивать историю тоже не стоит, но временами писатели откровенно халтурят. Читаешь, бывает, книгу, и как-то все подозрительно слаженно у главного героя: нужный предмет всегда под рукой, транспорт всегда приходит вовремя, знакомые и друзья с нужными навыками и знаниями всегда есть в наличии и 24/7 готовы помочь, счастливые случайности преследуют персонажа одна за другой.

В общем, целое стадо роялей в кустах.

рояли в кустах чаще всего или от лени писателя, или от спешки
рояли в кустах чаще всего или от лени писателя, или от спешки

Очевидные отношения между героями и их изменения

В тот же список клише можно добавить целую пачку штампов, касающихся отношений между героями произведения. Если автор рассказывает, что главный герой-неудачник влюблен в красотку - потом она обязательно влюбится в него тоже. Если персонаж, наоборот, описывается, как сердцеед-бабник, то в конце истории (почти без вариантов) разглядит в своей подружке/соседке/коллеге-дурнушке истинную любовь.

Аналогичная история и в семейных драмах. Если в начале истории был конфликт с отцом или матерью - в конце герой пересмотрит свою позицию и наступит долгожданное перемирие.

Думаю, на сегодня хватит. Это самые популярные штампы, на которых уже потертости от частоты использования. Впрочем, их можно использовать, но важно обыграть это с умом. Ну и конечно не забывать о своем уникальном авторском видении.