Найти тему
Коловоз

Варяг-2022 и немного рассуждений про фильмы о викингах.

На днях наконец посмотрел The Northman, который у нас почему-то решили выпустить под названием "Варяг".

Вообще должен сказать, что англоязычная кинопродукция про викингов переполненная штампами неизвестного происхождения, вызывает в основном уныние у хоть немного погруженного в скандинавскую тему человека, как например широко (к сожалению) известный сериал "Викинги", который к последним сезонам скатился вообще в треш, но в плане отображения реальной истории и материальной культуры был безысходно плох с самого начала - кожаные (недубленые!) недодоспехи, бритые виски, безсмысленные татуировки и прочие плоды фантазии поп-культурных криейторов.

Валькирия
Валькирия

Мне нравился фильм "Викинги"(1958) с Изей Дугласом и Джаннет Ли и советско-норвежский "И на камнях растут деревья" (1985) с запомнившейся мне Петронеллой Баркер. И, конечно, исландское кино, особенно воронья трилогия Храфна Гуннлаугсона. Психоделический "Walhalla Rising" очень крут как фильм, как философская притча, но именно в плане отображения реалий эпохи совсем не годится. Отмечу еще и "Норвежское открытие Америки" (снятое в США почему-то на немецком языке), показывающее непреклонно идущего вперед обреченного одиночку, потерявшего своих, но рвущегося за призрачной надеждой вернуться обратно. Польское "Древнее предание: когда солнце было богом" эпизодически показывает викингов (в литературном первоисточнике были саксы) как внешнего врага, точнее союзника главного протагониста.

Режиссера Эггерса консультировал Нил Прайс, известный специалист по эпохе викингов. Поэтому люди там одеты примерно так же, как это сейчас себе представляют исследователи. Правильно реконструированы строения, драккары, быт фермы. Подробнее стоит почитать интервью Эггерса:

Роберт Эггерс о «Варяге»: «Я бы предпочёл, чтобы герои говорили на древнескандинавском и старославянском» — Кино и сериалы на DTF

Мне фильм напомнил "Легенду о Коловрате" тем, что сочетает налет фентезийности (здесь - мистические мотивы и видения) с очень хорошим отображением культуры эпохи, в том числе материальной. Клим Саныч нашел конечно к чему придраться, но там очень много крутых отсылок - надпилы на зубах, волчий ритуал в начале фильма, мотив мертвеца-драуга под курганом.

Драуг
Драуг

А также наверняка еще какие-то моменты, которые я упустил. Или такой штамп из саг, как копье, брошенное в главного героя, которое он одним движением кидает обратно. Сами копья, как и щиты, мечи и саксы реконструированы по уму.

В плане историчности и сюжета конечно есть претензии - зачем вести в Исландию рабов с Руси, когда туда их везли в основном из Ирландии и Британии - по оценкам, примерно на 1/4 генофонд исландцев имеет гаэльское происхождение, и именно благодаря этому исландцы самые темноволосые и одновременно самые рыжие из всех скандинавов. Также сомнительно, чтоб простая славянка, даже ведунья, носила княжеское имя Ольга. Есть у историков и сомнение насчет реальности берсеркиров и, по крайней мере, их чарджей под мухоморами.

Обряд берсеркеров
Обряд берсеркеров

Но зато в плане психологическом показаны именно герои саг - страстные, свирепые, мстительные, порой коварные, ни разу не попсовые рыцари без страха и упрека, но живые люди со своими представлениями о чести и вообще о том, как все должно быть. Важный момент - жестокость героев органична. Хотя в фильме есть сцена, в которой варяги сжигают в захваченной славянской деревне в амбаре тех, кто не годится в рабы, но это не карикатурные эсесовцы, которых отыгрывают викинги в "Следопыте" (2007) или саксы в "Короле Артуре" (2004).

-4

Подбор актеров тоже шикарен. Швед Александр Скарсгаард просто идеален. Датчанин Клаес Банг отлично вошел в образ. Можно было бы придраться к тому, что ярл имеет темные глаза и волосы, вопреки "Песне о Риге", приписывающие ярлам белокурость и голубоглазость, бондам (крестьянам), потомкам Карла русые волосы и ясные глаза, и лишь рабам - темные глаза и смуглую кожу, но поскольку он все равно упомянут как "ублюдок", то и пойдет. Николь Кидман (кстати, ирландка по происхождению), уже стареет, но еще сохраняет остатки былой красоты и по-новому раскрывает свои таланты. С ней, к слову, связан один из вотэтоповоротов сюжета. Англичанка Аня Тейлор-Джой с ролью справилась, но лично мне не очень понравилась по внешности (какая-нибудь, прости Перун, Александра Бортич подошла бы получше, благо сама роль несмотря на сюжетную важность по объему экранного времени почти эпизодическая и даже ей под силу).

-5