Всем здравствуйте. Если вашему ребенку уже исполнился 1 год, то перед вами стоят несколько ответственных задач:
- Постепенно убрать пустышку ( если ребенок ею пользовался)
- Обезопасить ребенка от ударов об острые углы, так как в год малыши активно начинают учиться ходить и интерес к окружающим предметам возрастает.
- А также ввести в повседневную деятельность развивающее занятие, которое будет включать в себя: упражнения и игры на развитие мелкой и крупной моторики, развитие памяти, логики, мышления, внимания, и, конечно же, речи.
Как организовать данные занятия, чтобы ребенок не уползал и лхотно занимался с мамой? Какие пособия выбрать? Обо всем читайте в данной статье.
Когда ребенок достигает возрастной отметки 1 год, то родители жалуются на то, что малыш уже меньше интересуется игрушками, с которыми раньше проводил время, сидя на коврике, некоторые торопятся ставить диагноз сдвг, считая, что повышенная активность связана именно с данным заболеванием. Однако это неправильно, вы только подумайте: ребенок до 6 месяцев лежал, ему было ужасно интересно узнать, что же это за окружающие звуки, куда постоянно убегает мама, откуда она приносит эти крутые игрушки. После 6 месяцев ребенок развивает опорно-двигательный аппарат путем ползания и подготавливается к скорому самостоятельному хождению. И тот момент, когда ваш кроха начнет делать первые шаги, должен ознаменоваться активной родительской поддержкой. Не стоит сразу усаживать ребенка за стол. Конечно же, он не будет сидеть 5 и 10 минут, рассматривая картинки и выполняя задания. Дайте ему возможность изучить новую функцию, которая у него появилась, пусть ребенок походит, все как следует рассмотрит.
Какое время для занятий выбрать: я рекомендую проводить занятия 2 раза в день по 5-10 минут ( после 10.00 и после 16.00). При выборе времени стоит ориентироваться на сон ребенка, у одних родителей годовалый ребенок уже перешел на 1 дневной сон, а у других пока сохранен 2 и даже 3 разовый сон.
Как научить ребенка сидеть за столом? Я не хочу использовать глагол "приучить", так как наша задача, как мам, именно научить ребенка определенным навыкам, не спеша помочь овладеть этим навыком и сформировать устойчивое внимание, без "заставлений". Самый действенный способ, который научит вашего ребенка сидеть за столом и не отвлекаться- это кукольный театр, обыгрывание сюжетов из знакомых любимых сказок. Именно с этого этапа я начинала, подготавливая сына к дальнейшим занятиям. Первое время у нас не было стульчика и нас выручала обыкновенная прогулочная коляска-трость, куда я сажала Димаса, ставила ее подлиже к столу и начинала кукольное представление. Ребенок был в восторге! Во-первых, коляска предусматривает безопасность малыша, он не упадет благодаря имеющимся ремешкам, во-вторых, ребенок не сбежит от вас, что гарантирует сохранение его внимания на период рассказа и демонстрации всей сказки.
Когда ваш малыш будет уверенно ходить, спокойно сидеть в коляске, выдерживая временной интервал занятия, то можно перейти к маленькому стульчику. Хорошо, если он будет яркий, красочный и иметь рисунок персонажа/предмета, который ребенку нравится. Это поможет привлечь его внимание и заинтересовать. Теперь поговорим о том, как удержать внимание ребенка с 1 года до 1,6 лет?
- Подбирайте игры и книги, задания в которых соответствуют возрасту ребенка. Часто родители допускают ошибку, предлагая детям сложный материал, к которому они пока не готовы.
- Иллюстрации в книгах и на карточках должны быть понятными, яркими и запоминающимися, достаточно крупными, чтобы сразу привлечь внимание малыша.
- В период занятия уберите из комнаты все ненужные игрушки, которые могут отвлечь ребенка. На столе должен присутствовать лишь тот материал, с которым вы занимаетесь в данный момент. Например, изучаете тему игрушек: положили мяч, куклу и машинку. И ребенок должен видеть перед собой только эти предметы.
- Отсутствие лишних звуков- залог успешного занятия с ребенком. Заранее позаботьтесь о том, чтобы ваш телефон был поставлен на беззвучный, телевизор был выключен, отнеситесь к занятиям со всей серьезностью.
- Разнообразие игрушек- это важный момент в вашей работе с ребенком. Если вы видите, что данная машинка не произвела впечатления на ребенка, так как ое с ней уже успел поиграть, сидя на полу, то имейте при себе запасную, которая заинтересует кроху.
- Проводите занятие динамично. Если у ребенка длительное время не получается что-то сделать, окажите помощь. Для малышей важно, когда мама стремится все время его удивлять.
- Пополните свой запас знаний потешками, песнями и стихотворениями, чтобы иметь козырь в рукаве. Как только ребенок готов уже встать и убежать, используйте его для удержания внимания. Дети этого возраста обожают песенный материал и рифмованные строчки, которые действуют на них подобно гипнозу.
- Поощрение. Это один из ключевых моментов, который позволит вашему ребенку привыкнуть к занятиям и самому брать вас за руку и просить продолжения. Чаще создавайте для ребенка ситуацию успеха, обращайте внимание на его достижения. Что-то упало со стола- ничего страшного, сами подняли и продолжаем заниматься, а если ребенок заметил упавший предмет, то хвалим его, да если еще и постарался сам поднять, то и вовсе говорим "Какой ты молодец! Ты сам поднял? Спасибо!". Имея позитивный настрой, ребенок будет раскрываться в процессе занятий.
- Самочувствие и мамы и малыша. Если вы сегодня устали, не готовы заниматься, не выспались или имеете плохое настроение, то лучше перенесите занятие на завтра. То же касается и малыша, следите за его самочувствием, если видите, что после ухода гостей он находится в возбужденном состоянии, то не стоит проводить занятия, большая часть пойдет не по плану. Ребенку нужно сперва успокоиться.
Какие пособия я рекомендую использовать для занятий?
1. Годовой курс занятий Т. Мазаник для детей 1-2 года. ( благодаря данному пособию вы ничего не упустите в знаниях и умениях вашего ребенка)
2. Новый альбом по развитию речи Батяевой ( последовательно дана информация по овладению ребенком речи)
3. Карточки Домана на различную тематику ( смотрите внимательно, чтобы изображения были на белом фоне. Это помогает фиксировать взгляд ребенка на конкретном объете)
4. Книги на липучках ( книги помогают заинтересовать ребенка и раскрыть изучаемую тему без капризов и слез)
5. Вырубные плакаты для рассказа сказок совместно с ребенком ( это крупные картинки с героями сказок, выполненные на прочном картоне и имеющие двустороннюю клейкую ленту. Отлично подходят для закрепления знаний сказок у ребенка).
Развивающие занятия с ребенком- это комплекс игр и упражнений, который помогает еще наладить и ваимоотношения матери с ребенком, поэтому не думайте, что это скучно, неинтересно, бесполезно. Подарите вашим детям максимум любви и внимания, и они ответят вам взаимностью: новыми умениями, рано появившейся и отлично развивающейся речью. 👍