Помните, сколько новостей об анти-ковидных протестах приходило со всей планеты на пике пандемии?
И французы бастовавшие против обязательной вакцинации с плакатами «Свободная Франция», и немцы, и канадцы с теми же лозунгами. А в истории России им подобный бунт случился в «чумной» Москве при Екатерине II, в сентябре 1771 года. Без крови, правда, не обошлось. Архиепископ Амвросий был убит толпой, сотни восставших были арестованы, десятки погибли, а негласный мораторий на смертную казнь был снят. Виной всему - специфичные способы борьбы с «чёрной смертью».
Вообще, чума пришла в Россию вместе с солдатами после русско-турецкой войны. Сначала её выявили в одном из госпиталей (как ни удивительно, тотчас же закрытом на карантин).
Несмотря на относительно низкую смертность на первых порах, эпидемию не удалось предотвратить. И хотя жители Москвы хоронили тела погибших от эпидемии прямо на улице, государственные чины ни в какую ни признавали, что город схвачен чумой.
«Тиф», — вторили они. Нет признания болезни - нет и адекватных мер против её распространения. Только когда «чёрная смерть» достигла невероятных масштабов и валила с ног целые поселения, ситуацию взяли под контроль. Избавлялись от турецких товаров, регламентировали, как хоронить умерших от чумы, проводили дезинфекцию с помощью уксуса и пива. Но ничего не помогало, поэтому московский губернатор Пётр Салтыков подал в отставку и исчез из города.
Новые ответственные за борьбу с «чёрной смертью» - Пётр Еропкин и Афанасий Шафонский - отличились куда более жёсткой политикой, что вызывало недовольство москвичей и подливало масла в огонь протеста.
Тем не менее, в условиях, когда народ не доверяет «традиционной» медицине и предпочитает «народную», а болезнь считает расплатой за совершённые грехи, любые усилия были тщетны. Однако же до москвичей дошла весть: Боголюбская икона спасла Владимир от чумы. Со всех концов города жители стягивались к Варварским воротам Китай-города, где был установлен сей чудотворный образ. «Массовые скопления людей» во всей красе.
Дабы предотвратить ещё большее распространение эпидемии, 15 сентября архиепископ московский Амвросий совершил ошибку, стоившую ему жизни: он велел убрать икону и опечатать ящик, куда прихожане складывали дары. Это и послужило началом бунта.
Разъярённые москвичи ворвались в Кремль, разгромили Чудов и Донской монастырь и убили Амвросия, обвинённого в коррупции (куда же ещё мог деться жертвенный ящик?).
Протесты были жестоко подавлены, а новым борцом с чумой стал граф Орлов. Ему удалось утихомирить москвичей благодаря массовой организации общественных работ и вручением денег тем, кто всё-таки соглашался лечиться в больнице.
Год спустя, осенью 1772 года, Москва победила «чёрную смерть». Также была создана комиссия, расследовавшая «чумной бунт». Было решено повесить четверых бунтовщиков, предположительно сыгравших ключевую роль в «организации» убийства Амвросия: Василия Андреева, Ивана Дмитриева и по жребию (кому как повезёт) Алексея Леонтьева и Фёдора Деянова. Такая ответственность вменялась впервые со времён Елизаветы Петровны, которая считала неправильным с религиозной точки зрения решать, кому жить, а кому умирать. Убийство же архиепископа, по мнению Екатерины II, стало преступлением против самого Бога, поэтому применение смертной казни было оправдано.
«Табу» с этого наказания было снято, и казнь Емельяна Пугачёва стало «морально» допустимой. Иными словами, молниеносный Чумной бунт сделал организацию восстаний куда более опасным предприятием в последующие десятилетия.