Найти в Дзене
Kinoryba

Jimi Hendrix – The Cry Of Love (1971)


Если кто-то начнет слушать музыку Хендрикса с этого альбома – я не знаю, есть ли люди, которые не слышали еще Hey Joe или Purple Haze – эти песни уже крутятся даже в рекламных роликах – так вот, если начать с The Cry Of Love, то впечатление может создаться не совсем верное. Но «не совсем верное» - не означает «плохое». В The Cry Of Love нет грязного звука, дикого фидбэка, пространных гитарных соло, неточного пения и нет простых убойных тяжелых хитов – таких, как две вышеназванные песни. Несмотря на то, что музыка на предыдущих записях Хендрикса была отрепетирована, продумана и сыграна без малейшего намека на халтуру, этот альбом – вершина перфекционизма. Это сложнейший гитарный рок, даже не просто рок – это современная музыка, плотная, масса партий накладываются друг на друга, поддерживают голос, создают плотную, тяжелую платформу, фанк и хард-рок, блюз и баллады – все вместе -неповторимый, уникальный стиль и звук Большой рок-группы. Хендрикс мечтал именно о большой группе типа Chicago и любил игру Терри Кэта – гитариста крутейшего джаз-рок бэнда мира. Но The Cry Of Love – не джаз-рок, однако, сложный, практически, прогрессивный рок, при этом – в песенной форме и очень легко доступный. Что не означает коммерческой легкости и примитива в мелодиях. Каждая песня – закрученная музыкальная история – Freedom – аккуратный, но агрессивный гитарный рифф, с врезающейся в него контрапунктом второй гитарой, тяжелый фанк в куплете и навал звука в рефрене – Freedom! – вешаются звенящие аккорды, две гитары ведут рифф и ответ на него, после второго куплета – конкретное, аккуратное, но жесткое соло из двух частей с разными тембрами – и после барабанного брейка – продолжение бешеной гонки. Dfifting – свободное плавание по океанским волнам с улетающей обратной гитарой, чистое, лиричное пение Хендрикса – на этом альбоме он стал словно другим вокалистом, гитарные фразы, разбросанные по куплетам – мягкие волны, синкопы, не прерывающие плавного движения – порывы ветра. Eazy Ryder - старые друзья Стив Уинвуд и Крис Вуд поют вместе с Хендриксом, а за ударными – мастер фанка Бадди Майлс. Гитара – вверх-вниз, совершенно хитовые фразы, барабаны Майлса – черная жара, песня – заклинание – шаманство и ночные танцы в пустыне под бешенство барабанов. Гитары летают из канала в канал, словно бесконечно падающие звезды, короткие рисунки – метеоритные следы, качать в такт головой, топать ногами и хлопать в ладоши – а потом сесть на байк гнать по пустыне в ночь. Night Bird Flying – конкретная, жесткая форма песни кажется свободной – Хендрикс меняет размер, мелодию, общий рисунок и не знаешь, какого поворота ждать в следующем такте – хотя по окончании песни ясно, что структура выдерживается совершенно железно. В конце – неистово кричит гитара. Нарочитый бардак, с которого начинается My Friend отсылает к записи Electric Ladyland – песня и была записана во время сессий этого альбома, пересведена и доработана для нового альбома и звучит совершенно органично и так же кристально-чисто, как и все прочие номера The Cry Of Love. Виртуозные гитарные пассажи не выведены вперед, а спрятаны под голос и дают лишь краску, не превращаясь в самодостаточное соло. Все работает на конечный продукт – на песню, а не на отдельные ее части. Straight Ahead – одна из самых яростных и прямых песен Хендрикса - We got to stand side by side, we got to stand together – политики прямой нет, но есть призыв – встань и иди! – почти так. То ли это отголосок общения с Черными Пантерами, то ли просто вскрик – «Достало!!!» Astro Man – психеделия без психеделии, Хендрикс делает то, что сочиняют Pink Floyd и Hawkwind без космических спецэффектов – они были на «Axis…» и это пройденный этап – теперь весь космос играется гитарами, басом и ударными. И эффект – тот же, что от дюжины синтезаторов. Гитарный лом, рев, чес, квак, скорость и тяжесть, но – чисто и по месту. Angel – самая красивая песня Хендрикса из всех, что он написал. Откровение – с драматическим подъемом и взлетающим рефреном. И великолепно спето. И ангел улетает вместе с гитарными пассажами. И ангел прилетает в самую тяжелую песню альбома – In From The Storm – блюзовая основа и блэксаббатовский рифф. Пение-крик, переход в скоростную вторую часть и – как будто мы откатились на четыре года назад – тот самый, тяжелый, перегруженный звук группы – песня, словно из первого альбома, принесшего Джими всемирную славу. Фирменный звук «Experience». Финал – тихий, классическй блюз – Belly Button Window. Самый чистый, самый продуманный и самый смотрящий вперед альбом – хотя он и не был закончен, но – сложился сам собой и превратился в подлинный шедевр – не только Хендрикса, а рок-музыки вообще.