В 1431 г. Генуя вступила в Ломбардскую войну (1425-1454 гг.) против Венецианской и Флорентийской республик, на стороне миланского герцога Филишто Мария Висконти, в зависимости от которого она находилась.
Эта война затронула также и черноморские колонии этих морских республик. Так генуэзцы намеревались захватить венецианскую колонию Тана, однако шторм не позволил кораблям выйти в море. Вице-консул Таны обратился за подмогой в метрополию, и оттуда в Черное море была прислана эскадра состоящая из 5 галей под руководством капитана Андреа Лоредана. Однако огибая мыс Меганом 8 октября 1431 г. два корабля наткнулись на находящийся под толщей воды скальный гребень и потерпели крушение. Но несмотря на потерю двух судов, Лоредану все же удалось захватить несколько генуэзских кораблей. В следующем 1432 г. в Черное море была снаряжена еще одна венецианская эскадра в составе 4 галей и 3 галер, под командованием капитана Стефано Контарини.
Однако в отличие от Генуи, у республики Святого Марка не было в Крыму крупных баз, на которые они могли бы опереться в борьбе со своим противником. Поэтому венецианцы стали искать здесь союзника, которого они нашли в лице Алексея, правителя небольшого крымского княжества Феодоро.
Алексей давно претендовал на генуэзские владения город Чембало, который ему уже удавалось захватить в 1422 г. и Капитанство Готия (Южный берег Крыма). А союз с Венецией давал шансы реализовать свои давнишние планы. Кроме того, он заключил союз с правителем Крымского улуса Золотой орды.
В конце 1432 г. Алексей через своих агентов начал готовить население Чембало (Балаклава), состоящее в основном из православных греков, против генуэзцев католиков. Вспыхнуло оно в конце февраля 1433 г., часть генуэзского гарнизона была перебита, остальным удалось бежать. А через несколько дней в крепость вошли феодоритские войска, взяв ее под свой контроль. Вслед за Чембало, вероятно под контроль феодоритов перешла и Готия.
Время года для этого восстания было выбрано отнюдь не случайно. Так как зимой в Черном море бушуют штормы, навигация во время которых не осуществлялась. А значит оперативно перебросить подкрепление из Кафы или Солдаи у генуэзцев не было возможности.
Консул Кафы предпринял попытку самостоятельно справиться с проблемой и в конце июня - начале июля 1433 г. к Чембало отправился флот под командованием Бартоломео де Леванто. Однако в этот раз жителям города и феодоритам удалось его отстоять.
Одновременно весть о захвате Чембало войсками князя Алексея была отправлена в Геную. Так 16 июня генуэзское правительство сообщило об этом миланскому герцогу.
После провала попытки отвоевать Чембало своими силами, консул Кафы Баттиста де Форнарио обратился за помощью в метрополию. В октябре 1433 г. в Генуе командующим флотом отправляемым в Крым был назначен Карло Ломеллино. А в марте 1434 г. эскадра состоящая из 10 галер, 9 галей и 1 галеота, 6 тыс. солдат на борту, под его командованием покинула порт Генуи. На острове Хиос состав экспедиции был доукомплектован, а также к флотилии добавилась еще одна галеота.
4 июня 1434 г. генуэзская эскадра подошла к Балаклавской бухте, которая как оказалось, была перегорожена железной цепью. 5 июня шлюпках к цепи подошла специальная команда, целю которой было разрубить ее. От обстрелов из крепости ее прикрывали семь кораблей.
В тот же день цепь была перерублена и в бухту вошли 10 галер и 7 галей. 6 июня генуэзское войско высадилось на берег и приступило к штурму Чембало, однако в этот раз он был отбит защитниками крепости. На следующий день генуэзцы сняли с кораблей несколько орудий и принялись обстреливать одну из башен. Вскоре у нее от обстрелов обрушился огромный кусок стены. Жителей Чембало, никогда не сталкивавшихся с осадной артиллерией, это привело в шок. К генуэзцам на переговоры были высланы парламентеры. Защитники крепости соглашались на капитуляцию при условии сохранения жизни и имущества, но Карло Ломмелино требовал безоговорочной капитуляции.
Поскольку переговоры ни к чему не привели, то 8 июня генуэзцы продолжили обстрел крепости, а затем пошли на очередной штурм. В этот раз им удалось разрушить ворота и прорваться на территорию Нижней башни. Защитники крепости начали беспорядочное отступление к консульскому замку, но добраться до него удалось не многим. Чембало была взята, к генуэзцам в плен попал Улубей (Олобо), сын Алексея, князя Феодоро. А город был отдан на разграбление солдатам, которые устроили здесь резню.
На следующий день 9 июня генуэзский флот с 3 тыс. солдат на борту вышел из бухты Чембало и направился к принадлежащей феодоритам крепости Каламита, располагавшейся на территории современного Инкермана. На берег высадился десант, а к жителям крепости был отправлен парламентер, предлагавший им сдаться. Защитники Каламиты согласились, при условии, что генуэзцы сохранят им жизнь и имущество. Сдача крепости была назначена на вечер следующего дня.
10 июня из Чембало в сторону Каламиты сухопутным маршрутом отправилась оставшаяся часть генуэзского войска. Однако дойдя к вечеру к Каламите, генуэзцы не заметили в ней никакого движения. Тогда приставив к стенам лестницы, они пошли на штурм. Но как оказалось, в крепости уже никого не было, ночью все жители покинули ее. Тогда генуэзцы сожгли Каламиту.
После этого, генуэзское войско, двигаясь сухопутным и морским маршрутами, направилось в Готию, где они принуждали местное население к повиновению. Здесь, следуя из отчета Карло Ломмелино, им удалось взять еще одну крепость под названием Борзони. Что это за крепость такая, историки спорят до сих пор, ассоциируя ее то с Гурзуфом, то с Херсонесом, то с Чоргуньской башней.
12 июня Карло Ломмелино прибыл в Кафу, где состоялся военный совет, на котором было принято решение атаковать Солхат, столицу Крымского улуса, союзников Феодоро. Однако на следующий день в Солхат был отправлен парламентер, который вскоре был убит. Тогда 14 июня войска, воодушевленные предыдущими победами, спонтанно собрались в поход, но были распущены своими командирами.
В поход генуэзцы выступили 22 июня 1434 г., войско насчитывало 8-10 тыс. человек, его сопровождали около 700 телег, на которых перевозилось все оружие и доспехи. Колонна растянулась почти на три километра, а воины изнывали от летней жары.
К 16-ти часам они дошли до местности под названием Кастадзон, расположенной в 6 километрах от Солхата. Здесь генуэзцы планировали отдохнуть, облачиться в доспехи и в полном боевом облачении уже продвигаться дальше. Но сделать этого они не успели, на вершине холма вдруг появился бешбаш (пять голов) - разведывательный татарский отряд из пяти всадников, которые развернулись и ускакали вдаль. Но вскоре таких отрядов появилось несколько, они начали обстреливать генуэзское войско из луков. Те в свою очередь бросились к телегам за оружием, началась суматоха. В это время подошли главные силы татар, всего около 5 тыс. человек под командованием будущего хана Крымского ханства Хаджи Гирея, которые начали просто избивать генуэзцев. Те бросились бежать, а татары преследовали их около 5 миль, и лишь с наступлением темноты преследование прекратилось. В этой битве генуэзцы потеряли около 2 тыс. человек убитыми. Причинами этого поражения было полная беспечность командования и полное отсутствие разведки.
27 июня к Чембало подошел татарский конный отряд из 200 человек, они потребовали от генуэзского гарнизона безоговорочной капитуляции. Генуэзцы выслали парламентера и заявили, что готовы вести переговоры. Пока велись переговоры под стенами Чембало, из Кафы пришла весть о перемирии между татарами и генуэзцами.
13 июля между Крымским улусом и Кафой был заключен мирный договор. Генуэзцы за 50 тыс. аспров выкупили 25 своих пленных из 42, остальные умерли в плену, в основном от ран. А вскоре после этого и Кафы в Геную отплыла эскадра Карло Ломмелино, правда в ней не хватало двух кораблей, так как из-за потерь в сражении при Кастадзоне, на них просто не хватило команды.
Но война с Феодоро на этом не закончилась, она продолжалась до осени 1441 г., хотя после 1434 г. сколь-нибудь крупных сражений между противниками больше не наблюдается, лишь мелкие локальные стычки. А в октябре 1441 г. меду Кафой и Феодоро был заключен мир. Условия мирного договора нам неизвестны, но исходя из дальнейших действий сторон, мы можем предположить, что они заключались в обмене пленными, в частности домой вернулся Улубей, сын князя Алексея, попавший в плен при обороне Чембало. Также Феодоро была возвращена крепость Каламита. В свою очередь Алексей отказывался от претензий на Чембало и Готию.
Таким образом, после войны 1433-1441 гг. между Кафой и Феодоро, обе конфликтующие стороны по сути вернулись к тому положению, которое они занимали до войны.
Читайте также:
Изучайте историю и подписывайтесь на канал!!!👍
#история #крым #генуя #феодоро #крепостьчембало #кафа #солхат #историческиефакты #татары #наукаиобразование