Найти тему
Сибирский гидрант

Город изношенных троллейбусов: обновит ли Новосибирск свой парк?

Износ основных экономических фондов - серьезная проблема нашей страны. Можно ли ее решить при сохранении капиталистической экономики - вопрос открытый и непраздный. Разберем частный случай данной проблемы - износ троллейбусного парка в Новосибирске.

Износ троллейбусов в Новосибирске за 10 лет достиг почти 100%. Об этом сообщили в департаменте транспорта дорожно-благоустроительного комплекса мэрии.

«На балансе муниципального казенного предприятия "Горэлектротранспорт" состоит 272 единиц троллейбусов, средний износ которых в настоящее время составляет 98,5%», - объяснил в муниципалитете.

В департаменте отмечают, что необходимо заменить 90% всего парка для того, чтобы сохранить перевозку пассажиров на текущем уровне.

Напомним, троллейбусное движение в Новосибирске открыли в 1957 году, своего расцвета в городе этот вид транспорта достиг к концу 80-х. Затем началось сокращение сети, числа маршрутов и подвижного состава. Сейчас самые старые троллейбусы, которые находятся в эксплуатации, аж 1987 года выпуска, а самые «новые» — 2013 года.

Осенью 2021 года один из «рогатых» «старичков» сгорел прямо в депо. В 2020 и 2021 годах город потерял еще по одному троллейбусу, которые сгорели, выехав на маршруты. Здесь обошлось без пострадавших. А вот в декабре 2021 года от горожан стали поступать жалобы на то, что их било током в этом виде транспорта. Именно изношенность троллейбусов привела к этим инцидентам, считают специалисты.

Троллейбус в Новосибирске. Фото из открытых источников
Троллейбус в Новосибирске. Фото из открытых источников

В целом, в транспортной системе города, как говорится, «рыночек порешал». После развала СССР городские власти фактически лишились финансовых и законодательных рычагов по регулированию рынка пассажирских перевозок. Всё было отдано «дикому» рынку, а инфраструктура муниципального транспорта, которую десятилетиями создавало Советское государство, постепенно приходила в упадок.

Не секрет, что существует тесная связь между уровнем развития экономики региона и качеством его транспортной системы. Тут, как говорится, посмотрите на Москву. А вот для Новосибирска, как и для многих региональных центров, здесь далеко не радужная картинка. Например, после того как СССР прекратил свое существование многие крупные машиностроительные предприятия города попросту легли на бок. Многие в таком положении находятся до сих пор.

Однако же изношенным до предела новосибирским троллейбусам необходимо искать замену, причем в самые короткие сроки. В феврале заместитель начальника управления пассажирских перевозок Михаил Никулин заявил, что городу необходимо заменить не менее 247 троллейбусов.

Причем закупать мэрия собирается не обычные троллейбусы, а электробусы (троллейбусов с автономным ходом). Такие могут до 40 километров проехать без подключения к контактной сети за счет встроенных аккумуляторов. В начале года в Новосибирске даже испытали уфимский электробус «Горожанин». Кроме того, власти озвучили планы и по увеличению троллейбусной сети. Но есть ли финансовые предпосылки для такой модернизации?

Уфимский троллейбус-электробус "Горожанин". Фото из открытых источников
Уфимский троллейбус-электробус "Горожанин". Фото из открытых источников

Мэрия Новосибирска сформировала заявку на участие в 2022-2024 годах в программе обновления подвижного состава наземного общественного пассажирского транспорта в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги». Отметим, что, несмотря на санкции, предъявленные России Западом, реализация этого проекта продолжится по плану. Об этом заявил заместитель Председателя правительства РФ Марат Хуснуллин.

Также отметим, что в декабре президент России Владимир Путин поручил главе правительства Михаилу Мишустину до начала 2022 года утвердить и начать реализацию единой по стране программы модернизации общественного транспорта. Эта программа, помимо прочего, должна позволить повысить удовлетворенность жителей качеством транспортного обслуживания с 15% в 2024 году до 50% в 2030 году.

Тут мы хотим напомнить, что главной проблемой городского общественного транспорта специалисты считают его низкую финансовую эффективность. Круглогодичная эксплуатация в тяжелых условиях приводит к повышенному износу техники. При этом расходы транспортных организаций растут опережающими темпами и государственные субсидии не компенсируют их в полном объеме. В нынешних условиях городские пассажирские перевозки вообще сложно назвать бизнесом. Скорее они являются социальной службой, которая обеспечивает государственную услугу по перевозке граждан.

Троллейбус в Новосибирске. Фото из открытых источников
Троллейбус в Новосибирске. Фото из открытых источников

Попробуем подвести итог - какое-то существенное решение «троллейбусной проблемы» в Новосибирске вряд ли стоит ожидать. Скорее всего, работа по обновлению будет вестись периодически в меру финансовых возможностей федерального и регионального бюджетов. Не будем забывать, что неопределенностей и рисков в экономике сейчас становится всё больше и больше.

Есть и еще одна большая проблема - в том же уфимском «Горожанине» хватает импортных комплектующих. Для него, как и для белорусских предприятий одним из поставщиков выступает немецкий концерн ZF Friedrichshafen AG. В условиях нарастающей санкционной войны Запада с Россией прекращение поставок этого концерна остановит производство троллейбусов в Уфе и Белоруссии. Сможем ли мы быстро решить эту проблему – большой вопрос.

#Новосибирск #транспорт #троллейбусы #инфраструктура

-5

Хотите больше «Гидранта»? Подключайтесь к Telegram-каналу https://t.me/sibhydrant и обсуждайте с нами последние новости.