Проезжая через Лодзь, вы не сможете пройти мимо старых полуразрушенных многоквартирных домов и бывших промышленных предприятий, некоторые из которых заброшены, а другие постепенно обретают новую жизнь. Между ними можно найти множество новых зданий, которые являются дыханием современности в городе. Однако, если вы сойдете с главной дороги в направлении железнодорожной линии Лодзь Видзев-Згеж, вы встретите станцию Радегаст, которая является печальным и очень красноречивым символом Холокоста.
Станция Радегаст, а точнее станция Марысин, была создана в 1930-х годах во время работ по строительству железнодорожной линии Видзев-Згеж. По предположениям, это должна была быть погрузочно-разгрузочная платформа. До начала Великой Отечественной войны работы на станции и прилегающих к ней зданиях велись, но официально не были начаты. Только когда город заняла немецкая армия, на станции начались отделочные работы.
30 апреля 1940 года в Лодзи было официально создано гетто, в которое были помещены проживающие в городе евреи. С самого начала предполагалось, что это будет исправительно-трудовой лагерь, используемый для нужд немецкой промышленности. Поэтому на его территории были созданы многочисленные производственные предприятия и мастерские. Для облегчения подвоза сырья и вывоза готовой продукции городские власти решили использовать в качестве перевалочного пункта станцию Марысин.
В последующие годы войны значительное увеличение числа людей, размещенных в гетто, сделало его перенаселенным. Не все из них годились для работы на расположенных там производствах, поэтому оккупационные власти решили «убрать нетрудоспособных».
Таким образом, станция Радегаст стала местом, откуда отправлялись транспорты в лагеря смерти в Хелмно, а позже и в Освенцим-Биркенау. С момента первой отправки, которая состоялась 16 января 1942 г., до 29 августа 1944 г., когда со станции отбыл последний транспорт в Освенцим, из Лодзинского гетто было вывезено около 145 000 евреев. Несколько десятков тысяч узников умерли от голода, болезней или были казнены.
После ликвидации гетто в нем осталось около 1500 евреев, в задачу которых входила разборка и подготовка машин и приспособлений для перевозки в Рейх. Закончив работу, они также должны были быть убиты. Однако большинство из них пережили войну, потому что советская армия достигла Лодзи раньше, чем они закончили свою работу.
После войны бывшая станция Радегаст еще использовалась железной дорогой, но со временем пришла в упадок и была заброшена. Часть зданий приспособили для новых целей, часть снесли. В начале 2000-х благодаря Ежи Кропивницкому были предприняты действия по превращению бывшей станции в памятник или музей. Это было успешно сделано 29 августа 2004 г. (т.е. к 60-летию ликвидации Лодзинского гетто).
Бывшее здание вокзала перестроили и отреставрировали, превратив в музей. В его конце установлена Мемориальная колонна в виде сломанной колонны. Паровоз с вагонами рядом со складом очень похож на те, что использовались во время Второй мировой войны.
Рядом с ним размещены дополнительные информационные щиты, которые позволяют посетителям узнать об истории как станции, так и самого гетто.
_______________________________________________________
Каналы, тематика которых, возможно, будет вам интересна:
ОБО ВСЁМ ПО-НЕМНОГУ | FACT FINDER