Найти тему
Российское фото

Москва 90-х и Вена нулевых - эпоха перемен глазами советского фотоклассика (12 фото)

В рамках «Фотобиеннале-2022» Мультимедиа Арт Музей, Москва представляет выставку классика современной российской фотографии Игоря Мухина.

Игорь Мухин. Москва, 1999. Предоставлено автором
Игорь Мухин. Москва, 1999. Предоставлено автором
Игорь Мухин. Москва, 1995. Предоставлено автором
Игорь Мухин. Москва, 1995. Предоставлено автором

Выставки Игоря Мухина с неизменным успехом проходят по всему миру, а его произведения находятся в коллекциях Государственной Третьяковской галереи, Мультимедиа Арт Музея, Москва, Государственного музея Архитектуры им. А. В. Щусева, Музея современного искусства (Нью-Йорк), Европейского дома фотографии (Париж), Национального Фонда современного искусства (Париж) и др.

Игорь Мухин. Москва, 1998. Собрание МАММ
Игорь Мухин. Москва, 1998. Собрание МАММ
Игорь Мухин. Москва, 1999. Предоставлено автором
Игорь Мухин. Москва, 1999. Предоставлено автором

В экспозицию 2022 года вошли три серии Мухина — «Москва» (1996—2000), «Париж» (1999—2000) и «Вена» (2002), которая показывается в России впервые.

Сегодня мы хотим познакомить вас с работами Москвы и Вены. Париж будет в представлен в отдельной публикации.

Игорь Мухин. Москва, 1996. Собрание МАММ
Игорь Мухин. Москва, 1996. Собрание МАММ
Игорь Мухин. 9 мая 1996. Собрание МАММ
Игорь Мухин. 9 мая 1996. Собрание МАММ

Три мировые столицы запечатлены фотографом приблизительно в одно время, на рубеже веков и тысячелетий. Начало ХХ века стало временем глобальных перемен и в экономике, и в геополитике, и в культуре, и в социальной жизни. Конец ХХ века незаметно накапливал те изменения, которыми отмечено начало XXI века и третьего тысячелетия.

Игорь Мухин. Москва, 1996. Собрание МАММ
Игорь Мухин. Москва, 1996. Собрание МАММ

Начав снимать Москву в 1990-е, Игорь Мухин фиксировал не столько события, сколько атмосферу времени. Тонко и точно улавливая приметы тектонических сдвигов, происходивших в обществе, Мухин создал образ эпохи, героями которой стала, прежде всего, молодежь. В период болезненных перемен подросткам и молодежи было сложнее всего, но именно перед ними время открывало огромные перспективы, давало надежду и позволяло мечтать.

Игорь Мухин. Вена, 2002. Предоставлено автором
Игорь Мухин. Вена, 2002. Предоставлено автором
Игорь Мухин. Вена, 2002. Предоставлено автором
Игорь Мухин. Вена, 2002. Предоставлено автором

Любой фотографии Игоря Мухина присущи филигранная отточенность и кинематографическое переживание времени в рамках статического кадра. Мухин видит мир без фильтров критического или романтического реализма. Природно присущая фотографу способность концентрировать в кадре энергетику социального пространства и конкретного человека позволили ему создать самый яркий и внутренне драматичный образ России и ее столицы на рубеже веков.

Игорь Мухин. Вена, 2002. Предоставлено автором
Игорь Мухин. Вена, 2002. Предоставлено автором
Игорь Мухин. Вена, 2002. Предоставлено автором
Игорь Мухин. Вена, 2002. Предоставлено автором

В 2000-е годы столица Австрии Вена претерпевает радикальную трансформацию — архитектурную, культурную и социокультурную. В 2002 году Урсула Кринцингер — создательница одной из важнейших венских галерей современного искусства, — впечатленная проектом Мухина «Москва — Париж», пригласила его снимать Вену.

Игорь Мухин. Вена, 2002. Предоставлено автором
Игорь Мухин. Вена, 2002. Предоставлено автором

Три разных мегаполиса — Москву, Париж и Вену — Игорь Мухин снял на одном дыхании. Он избежал очевидного соблазна — фокусировки на узнаваемых архитектурных символах столиц. Его интересовали люди, чаще всего молодые, часто влюбленные. Любовь объединяет, именно она лежит в основе развития, она — главный фундамент будущего.