Неотвратимо приближалась командировка на курсы повышения квалификации в Монино. Чуда не случилось: придётся ехать. За август закрою хвосты по подтверждению 1 класса и — вперёд! Лекции — лекциями, но надо и о душе подумать. Книжки какие-то умные почитать — библиотека там, наверняка, хорошая, академия как-никак! А какие книжки? По теории управления, и что-нибудь философское, например — Гегеля, вон как марксистов сейчас чехвостят со всех страниц! А они на него опирались по началу. Узнать, наконец из первоисточника, что там такого написал Дарвин, что его отлучили от церкви, а теперь опять предают анафеме, мол, наши предки прилетели с других звёзд. Ну и, конечно, походить по театрам и галереям. Третьяковка, жди меня!
А служба опять подбросила задачку. Вызывает меня комэск в канцелярию и даёт несколько листков, мол, ознакомься. Читаю. Три рапорта от лётчиков одного звена об отказе летать с командиром звена по причине психологической несовместимости. Вот те раз! Это — что-то новое в моей практике.
Да, ладно, Толя, ну какое там новое? Ты сам был таким командиром звена, что братья Карамазовы с радостью избавились бы от такой зануды. Признаю. Но рапорты они не писали, факт. Терпеливо дождались, когда их переведут к другому. А тут — три бумажки, от которых так просто не отмахнёшься — документы. Что делать? Комэск предлагает побеседовать с командиром звена и с лётчиками. С каждым - персонально, с глазу на глаз.
Господи, ну о чём тут беседовать?
Середина учебного года, все эскадрильи только что слетались, провели ЛТУ и по эскадрильям, и в полку. Впереди ещё учения. Ну кто пойдёт на то, чтобы в угоду каким-то старлеям тасовать боевой расчёт?
Я сам бы на такое не пошёл. Проще списать всё звено с лётной работы, к едрене фене. Но-но,Толя, это ты хватил, паря! Иди, работай с личным составом. Тем более, что ты давно видел эту напряжёнку в звене.
Командир звена - офицер крепкий, основательный, спокойный. Слишком спокойный для истребителя. Может, человек ошибся с лётной специальностью, а куда теперь деваться? Добросовестно тянет лямку, претензий по службе не имеет, лётчик — хороший. Наша система не предусматривает никаких переходов в другие рода авиации по собственной воле.
Лётчики — молодые, рвутся в бой, хотят, чтобы во главе звена стоял непобедимый полководец, не имеющий в воздушных боях поражений. И лётчикам — слава, а, главное, — хорошая военная наука подчинённым! И они станут такими же полководцами. Ну, кто же этого не хочет в молодые годы?
Не повезло старлеям: командир звена на вылазку не горазд, в воздушных боях мало инициативен, больше радеет за безопасность полётов, чем за победы. За это трудно упрекнуть, особенно, в условиях учебной работы.
Было бы хорошо, если бы привели старлеи другого командира звена с лётчиками, которые согласны на такой обмен: лётчики - на командира звена, от которого отбояриваются старлеи, а командир звена готов взять к себе под начало наших орлов. Увы… Таких дураков в середине учебного года не сыщешь.
Побеседовал со всеми участниками конфликта. Нового ничего не узнал. Тупик. Разве что — выговорились участники, пар выпустили. Успокоились, призадумались. Мы с командиром пообещали развести их по разным углам полка, но — в конце учебного года. Только при формировании нового боевого расчёта появится такая возможность. Забрали старлеи свои рапорта. Но психологическая несовместимость осталась. Командир, пусть в дежурное звено походят, над своим поведением подумают.
Приближалась очередная ВЛК(врачебно-лётная комиссия). У меня с детства проблемы с зубами. Доктор рекомендовал подлечить зубы, чтобы к ВЛК во рту всё было в ажуре. Докторская рекомендация — приказ.
Надо было ставить мост. А это - только в городе. Отпросился в будний день и пошёл в поликлинику города. Народу перед кабинетом оказалось мало, дождался очереди и зашёл в кабинет. Крупная и сильно пожилая женщина усадила меня в кресло. Медсестра и в таком возрасте? Хорошо бы — молодайку, хоть какое-то утешение в этом пыточном кресле. Может со стоматологом повезёт? Увы. Докторица оказалась совершенно дряхлой, тучной, с трудом передвигала ноги. Господи, да что же это такое? Как она мне зуб выдернет, если сама еле на ногах держится?
Вот что у этой пары не отнимешь, так это доброты и сочувствия к пациенту. Уж какие они были внимательные и заботливые, так боялись, чтобы я не потерял сознание! И виски мне тёрли, и ватку держали наготове… Но с зубом они меня вымучили. Не хватало сил у докторицы вырвать остаток моего кутнего зуба. С меня семь потов сошло, пока они ходили вокруг меня, пытаясь с разных положений вырвать этот чёртов зуб. Зато: «Вам не плохо, молодой человек? Как Вы себя чувствуете, молодой человек?»
Как, как?
Господи, дайте уже мне ваш инструмент, я сам этот пенёк вырву!
С седьмой попытки вырвали.
Слава Богу, это было самое страшное в неоднократных походах в поликлинику, пока они мне поставили мост.
В поликлинику дорога лежала мимо рынка. Если было время и настроение после добрых стоматологов, то обязательно проходил через него. Глазел на грузинскую суету, на обилие фруктов, овощей, зелени и на работу всяких мастеров, будками которых был напичкан рынок. Много парикмахерских, где мастерами работают мужчины пожилого возраста. Ремонт обуви, часов, посуды и прочего. Очень у грузин это развито, по сравнению с Россией.
Отдельно сидели мастера узкой специальности. Меня заинтересовал мастер, который нарезал новые зубы на ножовке. Перед ним стоял массивный станок, сделанный тщательно, с любовью, было понятно, что материала не жалели. Сталь сияла полировкой. Мастер был крупным мужчиной, под стать станине станка, и занимался пилой. Ставил её в щель, и с усилием крутил мощный винт до щелчка — зуб готов. Передвигал пилу и повторял операцию. Я залип на этой картине, с любопытством разглядывая конструкцию и не обращая внимания на то, что стоящие рядом с мастером грузины, смотрят на меня и что-то говорят на своём языке. Мастер отпустил шутку, явно про меня, мужчины рассмеялись. Пора уходить.
Мне рассказали, что у грузин есть местечко, где каждое утро собираются мастера всех мастей, желающие подзаработать. К этому месту заявляются и заказчики. Что-то вроде биржи труда получается. В России такое трудно было представить, все работали, тунеядцев преследовали. Но в Грузии нелегальный рынок труда процветал. Однажды мне удалось выйти из городка пораньше, я сделал небольшой крюк, чтобы посмотреть на эту биржу. Перекрёсток, угол дома, у которого стоят полтора десятка мужчин разного возраста в рабочей одежде. Подходят люди, короткий разговор и от группы отделяются два-три человека и следуют за заказчиком.
На обратном пути из поликлиники опять прошёл мимо биржи, у дома никого не было.
В августе налетал девять часов. Немного инструкторил и на МиГ-23УБ, и на МиГ-29УБ. Отметился на сложном пилотаже одиночно и парой, слетал на воздушный бой с истребителем парой днём и одиночно ночью. Сел при установленном минимуме погоды. Есть зачёт для подтверждения класса и по посадкам при УМП, и по налёту! Можно спокойно ехать в Монино.
Две крайние смены месяца полк проводил лётно-тактическое учение по прикрытию войск и объектов фронта от ударов авиации. Наша эскадрилья на первой смене слетала в Вазиани и вернулась обратно. Посмотрел на аэродром братского полка, пока заправлялись и согласовывали обратный полёт. Приблизительно такая же обстановка, как и у нас. Особо впечатлил туалет над водой канала. Местные меня попугали ползучими гадами, которые водятся в канале. И мне там, в туалете, было очень тревожно — терпеть не могу змей, просто током бьёт при одном виде этой твари.
Заметил в траве какие-то дикие огурцы. Местные подговаривали меня наступить на него, но что-то меня останавливало. Уже после туалета вспомнил - страх перед укусом змеи, видимо, прочистил память, — что эти огурцы стреляют клейкой жидкостью с семенами, если к ним прикоснуться. Отмывать придётся. Это у них такой способ разносить по округе семена. Блин, добрые лётчики в этом братском полку!
На обратном пути — осталось до аэродрома минут пятнадцать лёту — услышал удар в хвостовой части. Словно молотом кто-то по хвостовому оперению врезал. Напрягся, коротко осмотрел в зеркала хвостовую часть и ничего не обнаружил. А шли мы в облачности, видимость там была достаточной, чтобы идти строем, но горизонт не просматривался. Вернулся взглядом на ведущего и обнаружил, что мой самолёт в левом крене на ведущего. Убрал крен и начал осматривать табло, тоже — коротко, нельзя отвлекаться от ведущего. Нырнёт в какое-нибудь плотное облако — ищи-свищи его потом. Позорище будет.
Никаких сигналов не видно. Поднимаю глаза, а самолёт уже в правом крене. Да что такое? Опять парирую крен привычным движением, но уже не отрываю взгляда от ведущего. Самолёт горизонтальное положение не фиксирует, а продолжает движение по крену влево на ведущего. Так.., отказала система автоматического управления (САУ) самолётом.
На МиГ-29 у меня ещё не было такого отказа. Самолёт легко идёт за малейшим движением ручки, на которой я перестал ощущать привычное сопротивление автомата управления. В кабину смотреть на пилотажные приборы некогда, непрерывно слежу за положением самолёта ведущего, пытаясь держать горизонтальный полёт по нему.
Решил не докладывать об отказе. В этих облаках мне лучше иметь впереди ведущего в качестве горизонта, чем самому мучиться по приборам. Пробьём вниз облака, потом приму решение в зависимости от погоды — садиться парой или одиночно заходить.
Каждое мгновенье приходится держать самолёт на ручке и по крену, и по тангажу. Это хуже, чем верхом на бревне по бурной речке. Очень утомительно. Вот тебе и аппарат четвёртого поколения! Без автоматики, да ещё в облаках, лететь трудно, если не сказать — невозможно. Скорей бы аэродром!
Наконец, облака редеют и мы вываливаемся под нижний край. Оказывается, мы уже на снижении и в развороте. Я не отрываю взгляда от самолёта ведущего, непрерывно шурую рулями, поэтому не вижу в этом облачном молоке положения самолёта в пространстве. А на приборы отвлекаться в кабину опасаюсь. Теперь, когда обозначилась поверхность земли, а потом и горизонт под облаками, мне стало немного легче держать горизонтальный полёт. Решаю не докладывать об отказе и идти на посадку парой.
Вылез из кабины, как выжатый лимон. Записал отказ в Журнал подготовки самолёта. Рассказал инженеру про признаки отказа и поведение самолёта. Ваша очередь, товарищи инженеры, мучиться, искать отказ. Вам-то можно и паузу взять в процессе, репу почесать, подумать, в схемы заглянуть…
Как говорится — кто на что учился!
На следующей смене ЛТУ полка изобразили эскадрильей полёт на воспрещение атак при обеспечении действий других родов авиации. Отбили атаки успешно. Крайним вылетом на этой смене был вылет парой на атаки наземных целей. Бросили по бомбе со сложных видов маневра. У меня в Лётной книжке за бомбометание стоит двояк. Мазила! А за полёт — тройка. Комэск отбомбился удачно, вытянул общий результат на положительную оценку.
Да, Толя, что-то учебный год ты завершил неудачно! Иди, собирай чемоданы, мазила!
Врачебно-лётную комиссию прошёл успешно.
И конфликт в звене у лётчиков с командиром звена разрешился сам собой. Списали командира звена по здоровью на дозвуковую технику. Вот тебе и психологическая несовместимость!
Какой бы ты ни был спокойный, а здоровья такие отношения на службе или в семье не прибавляют.
Миха-Цхакая-88. Психологическая несовместимость. Зуб и зубья. Отказ автоматики управления
12 июня 202212 июн 2022
8497
9 мин
115