Уступать место людям с инвалидностью, здороваться с соседом, не ходить в вульгарной одежде – это, безусловно, правильно. Примеров можно привести множество.
Однако когда норм становится слишком много и нет уважительных причин делать что-то так, а не иначе, это губительно действует на людей. Об этом нам сказал писатель Дэвид Айк в своей книге «Бесконечная любовь - единственная истина, все остальное – иллюзия».
Когда нормы – это хорошо, а когда – плохо?
Представим ситуацию в метро. Девушка почувствовала сильное головокружение и, едва только освободилось место на сиденье, она села. Затем в вагон зашла пожилая женщина, а девушке по-прежнему плохо.
Девушка пытается превозмочь себя и уступает старушке место, хотя вокруг полно молодых и здоровых парней. Она делает это просто потому, что «молодые могут уступить».
А задумывалась ли она о том, что может упасть в обморок и ненароком ударить кого-то (ту же пожилую женщину)? Конечно, когда тебе плохо, не до того, чтобы задумываться. Но уступить место девушка сообразила. Просто потому, что «так положено». То есть, всему виной – негибкие нормы.
Иными словами, определенные нормы поведения важны, но они, на наш взгляд, не должны быть слишком строгими: ситуации бывают разные.
Абсурдность норм
Печально, но факт: большинство из того, что нам навязывают, и нормами назвать нельзя. Это, напротив, ненормальность, как бы парадоксально ни звучало. Приведем примеры.
«Девушка должна делать эпиляцию, поскольку волосатые ноги – это некрасиво».
И она жертвует временем и физическим комфортом, чтобы выглядеть так, как требует общество. Включим здравый смысл: что будет, если она этого не сделает? Кто-то умрет? Случится конец света?
«Зачем здороваешься? Это же дети, они должны здороваться первыми».
Уважение к старшим важно. Но оно может проявляться и по-другому, например, в отсутствии грубости. И вообще, если взрослый поздоровался, он учит ребенка вежливости на своем примере. Разве это плохо?
«Великий классик плохого не скажет».
Есть история одной старшеклассницы, которая не согласилась с мнением писателя и в сочинении аргументировала свою точку зрения. К тому же, написала его она очень грамотно. Но ей поставили «два». Ведь спорить с классиком – это бесстыдство!
Но давайте хорошенько подумаем, взяв в качестве примера Наташу Ростову, которая позиционируется Львом Толстым как положительный персонаж. Насколько высоконравственной можно назвать ее, когда она увлеклась Анатолем Курагиным, хотя у нее уже был Андрей Болконский? Более того, ряд идей может быть неактуален. На эту тему можно рассуждать бесконечно.
Значительный минус такого обучения в том, что у детей не развивают критическое мышление. И порой оно остается недоразвитым во взрослом возрасте.
Завершим эту статью следующей цитатой Дэвида Айка:
Мудрая Тереза - подписывайтесь на канал, становитесь мудрее