118,1K подписчиков

«Дело было не в бобине»: Сменил 3 катушки, пока не нашел причину пропусков зажигания. Показываю наглядно

75K прочитали

Не так давно ко мне обратился друг с просьбой о помощи в ремонте автомобиля. Сейчас он ездит на VW Passat CC с двигателем 1.8 TSI. О том, что это за мотор, в этот раз подробно я не буду рассказывать. Если интересно узнать о нем подробнее - на канале есть немало статей на эту тему.

Так вот проблема у товарища с машиной следующая - на оборотах примерно свыше 2,5-3 тысяч внезапно двигатель теряет тягу и перестает тянуть машину. Грешить в этом случае можно на что угодно - от некачественного топлива до проблем в работе турбины, разброс неисправностей огромный. Благо, даже с помощью банального диагностического оборудования на современных моторах можно найти причину.

Группа в программе проверки ЭБУ двигателя на наличие пропусков зажигания в цилиндрах
Группа в программе проверки ЭБУ двигателя на наличие пропусков зажигания в цилиндрах

При появлении таких симптомов неисправности в блоке управления двигателем каждый раз фиксировалась одна и та же ошибка - пропуски зажигания в 3-ем цилиндре (код ошибки P0303). Круг поиска сужается, найти причину, казалось бы, проще простого - смотри катушки, да свечи, в чем тут еще может быть беда.

Но, как говорится, "дело было не в бобине", а потому поиск неисправности затянулся. Расскажу поподробнее, в чем еще может быть причина пропусков зажигания в конкретном цилиндре, куда лезть, что смотреть, как устранить проблему своими руками и в чем же все-таки оказалась причина пропусков на злосчастном Passat CC.

Оригинальная катушка зажигания двигателя 1.8 TSI
Оригинальная катушка зажигания двигателя 1.8 TSI

Естественно, в первую очередь именно к замене катушки мы и пришли. Достав ее из свечного колодка, стало ясно - только замена. Корпус негерметичен, появились трещины, а значит катушка "пробивает", оттого и искра на свече пропадает.

Возникает это от банального перегрева (данный мотор довольно сильно термо-нагружен), от вибраций и тряски. Это довольно частое явление не только на TSI моторах, катушки в принципе - довольно "нежные" детали и чаще всего при проблемах с зажиганием причина именно в них.

Трещина на корпусе катушки
Трещина на корпусе катушки

Но после замены катушки на заведомо исправную и рабочую, без повреждений проблема осталась, а значит надо "копать" дальше.

Чтобы все-таки отвести подозрения от системы зажигания, необходимо проверить еще и свечи. При увеличении зазора между электродами свечей, а так же из-за обрастания нагаром от продуктов горения и появлении отложений свечки могут и сами работать с перебоями и даже вывести из строя вполне рабочую катушку зажигания.

Свечи менялись буквально недавно и разве что легкий темный нагар говорит о том, что смесь в камере сгорания "богатая". Перемена местами свечей результата не дала. Кратковременно 3-й цилиндр "выбивался" из колеи. Ищем причину дальше.

Иридиевая свеча зажигания
Иридиевая свеча зажигания

Еще одной причиной такого поведения может служить некачественный бензин или подсос воздуха. Но после заправки на трех разных АЗС ничего не изменилось. Двигатель имел минимальные коррекции смеси, показания, сигнализирующие о наличии неучтенного воздуха в системе, так же были в норме.

Да и явный подсос воздуха будет довольно сильно влиять на всю систему, мотор будет троить и пытаться заглохнуть, его будет "колбасить", а холостой ход снизится. Это точно не наши симптомы, поэтому обратим внимание на топливную систему.

Слетевший патрубок впускного канала, идущий от турбины на впускной коллектор
Слетевший патрубок впускного канала, идущий от турбины на впускной коллектор

Появление пропусков зажигания в отдельном цилиндре можно напрямую связать с неисправной топливной форсункой в конкретном цилиндре. Напомню, что двигатель TSI имеет непосредственный впрыск и форсунки здесь рассчитаны на высокое рабочее давление.
Забитая нагаром или пропускающая топливо форсунка может поспособствовать наличию пропусков зажигания. Периодически, раз в 50-60 тысяч километров рекомендуется чистить форсунки с помощью специальных промывочных составов. Еще лучше делать это с помощью предназначенного для промывки стенда.

Однако промывка форсунок непосредственного впрыска не всегда дает положительный результат и тогда поможет только дорогостоящая замена, да еще и желательно полного комплекта.

Форсунки непосредственного впрыска на двигателе 1.8 TSI
Форсунки непосредственного впрыска на двигателе 1.8 TSI

Пропуски воспламенения также связывают и с падением компрессии в камере сгорания. Причиной здесь может стать не только залегание поршневых колец, но и неисправность ГБЦ.

В двигателях TSI 1 и 2 поколения падение компрессии может быть вызвано образованием нагара на тарелках клапанов. Со временем они перестают плотно прилегать к плоскости, не закрываются до конца, компрессия падает, а последствия в виде пропусков зажигания - это еще "цветочки". В качестве "ягодок" можно собрать и прогар клапанов и прочие неприятности.

На данных моторах рекомендуется прочищать впускные каналы от нагара со съемом впускного тракта, чтобы подобных проблем избежать.

Однако лезть все глубже и глубже в двигатель ой как не хотелось, а потому товарищ мой доехал до ближайшего сервиса, где было оборудование для проверки катушек. Оказалось, что "заведомо исправная" катушка далеко "не идеал". Да и при съеме ее с двигателя обнаружились внешние дефекты.

Корпус катушки "раздут"
Корпус катушки "раздут"

Покупка новой катушки фирмы BERU из магазина и тот же результат. Везем обратно в магазин и меняем на более качественный BOSCH, благо магазин в таких случаях идет навстречу. Проверка на сервисе - все в порядке. Установка на машину - никаких пропусков нет, наконец-то все работает исправно, а на высоких оборотах машина едет, как должна. Ошибок по пропускам зажигания в 3-м цилиндре как небывало.

Конечно, можно было сразу поехать в магазин и купить оригинал или качественный аналог, но даже неоригинал NGK сейчас обойдутся в 6-8 тысяч рублей за штуку, не говоря уже об оригинальных катушках.

Оригинальная катушка VW AG
Оригинальная катушка VW AG

Конечно, хорошо, что еще раз решили проверить катушки. А вот ситуация с тем, что из купленных 2 новых катушек "повезло" не сразу - это уже не есть хорошо. Поэтому при покупке запчастей принцип простой - доверяй, но проверяй.

Пишите, сталкивались ли в с подобной проблемой на своем авто и как ее решали. Оставляйте свое мнение в комментариях, будет интересно почитать.

Спасибо за внимание.