В связи со специальной войсковой операцией последнее время приходится много слышать разных военных терминов. Поскольку журналисты не всегда сами хорошо разбираются в военном деле, у смотрящих, читающих и слушающих их людей часто в голове возникает немалая путаница. Будем стараться по мере сил и возможностей разъяснять доступным языком наиболее базовые понятия и принципы военного дела.
Начнем сегодня с понятий укрепленный район, блок-пост и опорный пункт.
Нам часто говорят, что ВСУ за 8 лет противостояния создали на своей территории целые эшелонированные укрепленные районы, которые просто так в лоб не возьмешь, их приходится целенаправленно разрушать артиллерией и авиацией в течение длительного периода. И с этим отчасти связано медленное продвижение наших войск на Донбассе.
Что ж попробуем разобрать, что такое укрепрайон и с чем его едят.
Из истории мы знаем примеры таких укрепрайонов:
- линия Мажино во Франции;
- линия Маннергейма в Финляндии;
- линии Молотова и Сталина в Советском Союзе.
Что они из себя представляли?
Во-первых - это долговременные сооружения, изготовленные как правило из специальных марок бетона, и с толщиной стен (от 1 до 2м ), обеспечивающих защиту как минимум от пуль и снарядов среднего калибра (до 200мм).
Типичным примером такого сооружения является ДОТ - долговременная огневая точка.
ДОТЫ могли делаться не из бетона, а с использованием исключительно дерева и земли. Такое укрепление называлось ДЗОТ - дерево-земляная огневая точка.
А могли делаться и из готовых железо-бетонных блоков. Например этот ЖБОТ - железо-бетонная огневая точка.
Могли быть уже готовые небольшие ДОТы, которые правильнее называть пулеметными колпаками. Фактически это кусок бетонного колодца с вырезами для расположения пулемета и окошками для наблюдениями.
Такой колпак "одевался" сверху на окопчик-пулеметное гнездо. Соответственно боец с пулеметом подлезал в такой дот сзади и снизу.
Были варианты и колпаков из бронированного метала, но об этом позже.
Они конечно не обеспечивали того уровня защиты как у полноценных ДОТов, могли быть разрушены артиллерией небольших калибров, но в силу своей дешевизны и простоты, такие сооружения играли большую роль в организации оборонительных районов в годы Великой Отечественно войны.
Такие колпаки используются кстати и сейчас, но уже больше для блок-постов, но эту тему мы будем рассматривать в следующих материалах.
Выше на фото показаны самые простейшие виды ДОТов, в действительности эти сооружения имели самую разнообразную конструкцию, в них могли устанавливаться и два, и три пулемета, и несколько артиллерийских орудий. ДОТы могли иметь и два, и три этажа, и включать в себя жилые помещения для солдат, склады, электростанции. Фантазия здесь ограничивалась только военной целесообразностью и размером бюджета.
Но дальше всех пошли французы - у себя на линии Мажино они умудрились соорудить даже "метро". Хотя это может слишком громко сказано - скорее, узкоколейная подземная железная дорога.
Не удивлюсь если у них там были и бордели ) Впрочем им это все равно никак не помогло.
Интересно, могла ли Украина замахнуться на нечто такое? Наверное смогла бы, если вспомнить про легенду о выкопанном Черном море )))
Во-вторых, какой бы мощный, сложный и навороченный ни был ДОТ, сам по себе он мало что решал. Для того чтобы ДОТ выполнял свою оборонительную функцию, нужно было построить целую группу таких ДОТов, находящихся в непосредственной близости друг от друга.
Для иллюстрации этого принципа приведем схему Брестского укрепленного района в 1941 году.
Из схемы мы видим, что на укрепрайон возлагалась задача по прикрытию границы на участке до 170 км. При этом ДОТов (здесь они указаны как ДОСы - долговременные огневые сооружения) предполагалось построить 380 шт.
Но не совсем правильно говорить, что укрепрайон отвечал за все эти 170 км. Линия обороны укрепрайона не была сплошной, она разделялась на узлы обороны, расположенные как вы видите в основном на направлениях главных дорог. На схеме обозначены неровными овалами.
Так вот, этот узел обороны (УО) и представлял собой совокупность дотов, построенных таким образом, что каждая огневая точка могла прикрывать огнем как минимум одну соседнюю. На практике это означало, что соседние доты находились друг от друга на расстоянии от нескольких десятков до нескольких сотен метров.
Территория же между узлами обороны оборудовалась обычными полевыми укреплениями, называемых опорными пунктами, главными элементами которых являются стандартные окопы и траншеи. Они занимались полевыми войсками. А узлы обороны занимались специальными частями, подготовленными для действий в составе гарнизонов ДОТов.
В-третьих, для того чтобы этот узел обороны реально "работал", то есть представлял собой единую систему огня, ДОТы на местности необходимо было грамотно расположить - то есть так органично вписать в рельеф местности, чтобы огневые точки были незаметны для противника, и перекрывали своим огнем все территорию поля боя.
Вот перед вами пример незаметности наоборот. Так делать было нельзя.
Эта бетонная коробка ДОТа расположена на открытой местности, выделяется желтым пятном и даже без хорошей оптики видна, что называется за версту. Это позволяло противнику обходить такие укрепления с флангов, заходить в тыл, подрывать взрывчаткой или просто блокировать все выходные отверстия бункера. Либо просто обходить такие сооружения, оставлять в тылу и идти дальше.
Справедливости ради надо сказать, что этот ДОТ недостроен. Но в каком смысле недостроен? Внешне он выглядит готовым. Но не выполнено одно из главных требований - маскировка, обеспечение незаметности. А по-простому не сделана обваловка землей его боковых сторон.
Впрочем, это вообще больное место наших укрепрайонов на западной границе перед Великой Отечественной. Из-за чего наши ДОТы далеко не везде смогли выполнить возложенные на них задачи.
Для создания дополнительных помех противнику местность в районе ДОТов оборудовалась различными заграждениями, рвами, скосами.
Вот пример из нашей современности.
И вот пришла пора подвести итог нашему нудному повествованию.
Что такое укрепрайон? - это комплекс замаскированных долговременных огневых точек, увязанных в единую систему огня с соответствующим инженерным оборудованием местности в виде заграждений и рвов.
Видим ли мы что-нибудь подобное сейчас на Украине?
Нам обычно говорят про огневые точки, расположенные в жилых домах и производственных зданиях.
Современные производственные корпуса и жилые здания ну никак не могут служить защищенным огневым сооружением по причине тонкости стен. Возможно какие-то единичные объекты могут подходить под этот критерий, но в большинстве случаев единственным средством усиления гражданских зданий являются обычные мешки с песком, уложенные в оконных проемах, что в лучшем случае спасет только от пуль.
Так является ли это укрепрайоном, о которых так усиленно говорят СМИ.
По факту, говоря про ВСУ, нам чаще показывают обычные траншеи, например такие.
Или, вид сверху, такие, уже после обстрела.
Такие укрепления являются самым простым видом фортификационных сооружений, и называются опорными пунктами, и при хорошей сноровке оборудуются в течение нескольких часов.
Но никак ни за восемь лет.
К чему я клоню. Нет никаких укрепрайонов у ВСУ. Есть реально "живые" щиты из мирных людей, которых мы бережем, и есть производственные объекты, которые мы вынуждены так же аккуратно освобождать по причине стратегической ценности для российской экономики.
Впрочем возможно я плохо искал, или нам эти укрепрайоны пока не показывают.
А дальше будем подробно разбирать что же такое опорный пункт.
Вам может быть интересно:
Почему Украине так полюбился саратовский аэродром дальней авиации
Долго ли живет украинская артиллерия на поле боя
Почему в нашей боевой авиации летают пенсионеры