В песне «Sweet Dreams» нет припева. В ней нет вообще ничего, кроме мгновенно цепляющего синтезаторного хука, поверх которого Энни Леннокс рассказывает об обманчивой «изнанке» реальности и садомазохистском характере человеческих отношений. Своё нигилистическое мировоззрение она сводит к нескольким фразам, а затем повторяет их снова и снова, как заклинание...
Подобный коктейль кружит голову. В нём есть что-то загадочное. Хит Eurythmics воплотил лучшее своего времени: ощущение глянца при низком бюджете. Участники дуэта были остры, как бритва, сочетая холод европейской электроники с шиком на шпильках и блеском для губ. Панковская этика была применена к созданию хитов всемирного масштаба.
- Доступна премиум-подписка! За символическую плату 199 рублей вы можете поддержать канал и получить доступ к эксклюзивному контенту.
Участникам дуэту Eurythmics пришлось нелегко, прежде чем они смогли добиться успеха. Энни Леннокс — шотландка из рабочего класса — приехала из Абердина в Лондон, чтобы учиться игре на флейте, фортепиано и клавесине в Королевской академии музыки, но ушла из мира классической музыки за считанные дни до выпускных экзаменов и устроилась официанткой.
Однажды вечером в 1976 году она познакомилась с Дэйвом Стюартом — участником скромной фолк-группы Longdancer, работавшей на лейбле Элтона Джона. Как только Стюарт познакомился с Леннокс, он сделал ей предложение.
Леннокс и Стюарт объединились с другом Стюарта Питом Кумбсом, чтобы создать группу под названием The Catch. В 1976 году они выпустили сингл, после чего к ним присоединились ещё несколько музыкантов. Под новым названием группа The Tourists просуществовала несколько лет. Она выступила на разогреве у Roxy Music, записала три альбома и попала в топ-10 британских хитов, в том числе с «нововолновым» кавером песни Дасти Спрингфилд «I Only Want To Be With You».
Первым инструментом Стюарта была гитара, но он купил дешёвую мини-клавиатуру и играл на ней во время гастролей. Что-то начало получаться... В конце концов Ленноксу и Стюарту надоело быть участниками коллектива, потому что не могли как следует развернуться. Однажды ночью в австралийском отеле в Леннокс и Стюарт приняли решение уйти из The Tourists и начать выступать дуэтом.
Во время перелёта из Австралии они придумали себе новое имя — Eurythmics. А заодно решили прервать романтические отношения, ограничившись только творческим содружеством. По словам Дэйва Стюарта, это поспособствовало творчеству: «Я жил с Энни около четырёх лет, и мы не написали вместе ни одной песни. Потом мы расстались и написали об этом около 140 песен!»
Eurythmics были слишком молоды для хиппи и слишком в возрасте для панка. Состоявшиеся музыканты, они поняли, что ради достижения своих целей им придётся выйти из зоны комфорта и начать экспериментировать с электроникой.
Стюарт и Леннокс взяли кредит, чтобы купить синтезаторы, и переехали в Кёльн ради работы над первым альбомом «In The Garden» (1981). Они пригласили в качестве соавторов барабанщика Клема Бёрка из Blondie и пару участников группы Can. Альбом, спродюсированный легендой краута Конни Планком, провалился. Дуэт оказался на мели и на грани распада.
Однажды Стюарт экспериментировал с новой драм-машиной в крошечной студии в Кэмдене, когда наткнулся на ритм «Sweet Dreams». По его словам, звук синтетических барабанов вывел Энни из затяжного нервного истощения: «Она спросила, что это, сразу подошла к клавиатуре и начала играть великолепный рифф со звуком струнных на синтезатора». Сочетание двух разных клавишных инструментов превратилось в отрывистый грув «Sweet Dreams (Are Made Of This)».
Прямо на месте Энни Леннокс написала откровенные слова, навеянные порочностью музыкального бизнеса и её собственным нигилизмом: «По сути, я говорю: "Посмотрите на наше состояние. Может ли быть хуже?" Я чувствовала себя уязвимой. Строка "Я путешествовала по миру и семи морям, все что-то ищут" была о том, что мы все находимся в состоянии постоянного поиска. Речь идёт о выживании».
Текст оказался настолько мрачными, что Стюарт предложил добавить строчку «Держи голову выше, / Двигайся вперёд», чтобы внести хоть немного позитива. Внезапный всплеск госпела посреди стерильного электронного ландшафта звучит великолепно. Кстати, звенящая перкуссия в этот момент — это стук палочек по бутылкам из-под молока.
Энни Леннокс действительно умеет петь. Но она сохраняет мелодию сдержанной и неэмоциональной, насколько это возможно. Синтезаторные партии Дэйва Стюарта вокруг вокала — насмешливый танец основного риффа, непрекращающийся стук драм-машины, мерцание струнных — работают как цепкие «крючки», которые мгновенно запоминаются.
Энни Леннокс и Дэйв Стюарт записали холодную пульсацию «Sweet Dreams (Are Made Of This)» на восьмидорожечный магнитофон. Фиксация на ритме и полное пренебрежение привычной песенной структурой предвосхитили хаус, который вскоре зазвучит в Детройте и Чикаго.
Впрочем, хит Eurythmics отлично чувствовал себя и в радикально иной стилистике. Мэрилин Мэнсон достиг звёздного статуса в 1995 году, когда его переделка «Sweet Dreams (Are Made Of This)» зазвучала на радиостанциях, транслирующих альтернативный рок. Шокирующий дядька набрал высоту, рыча под хищную гитару о несовершенствах мира.
Перед Eurythmics стояла ещё одна цель — попасть на MTV со своей странной музыкой. В клипе «Sweet Dreams» Энни Леннокс предстала в образе своего рода андрогинного антипода Боя Джорджа. У неё короткая стрижка, она носит тёмный деловой костюм, выглядя при этом решительной и властной в полном соответствии со своим голосом.
Декорации имитируют офис звукозаписывающей компании, по которому бродит... корова? Животное привлекли в кадр, чтобы привнести в видео чувство природной реальности. Подобные сюрреалистические жесты могут показаться смешными, но Энни Леннокс по-прежнему выглядит безупречно. Она похожа на скучающую суперзлодейку, которую забавляет мысль, будто кто-то всё ещё верит, что глупые мечты хоть что-то значат.
Сэмплы из «Sweet Dreams» были использованы в более чем сотне треков, количество каверов превышает 120. Из этого мощного синтезаторного хука можно выстроить что угодно... В 1996 году рэпер Nas переработал хит Eurythmics в гимн уличных толкачей «Street Dreams». Инди-аутсайдеры Yo La Tengo в 2006 году придали ему угрюмую трактовку. Ироничные каверщики Nouvelle Vague — дополнили латиноамериканскими маракасами.
В 2011 году шведский диджей Авичи в своей переделке сделал ставку на поколение EDM. В том же году австралийская актриса Эмили Браунинг записала захватывающую индастриал-версию для триллера «Запрещённый приём». В свою очередь, Бритни Спирс в своём треке «Everybody» поверх цинично скопированного риффа заявила: «Любить всех, детка, — это всё, что тебе нужно!» Что откровенно противоречит чёткому посланию из оригинала Энни Леннокс.
«Сладкие грёзы сделаны из этого —
Кто я такая, чтобы не соглашаться?
Я путешествую по миру и семи морям,
И все чего-то ищут.
Некоторые из них хотят тебя использовать,
Другие хотят быть использованы тобой.
Некоторые хотят обращаться с тобой жестоко,
Другие хотят, чтобы с ними обращались жестоко.
Я хочу использовать тебя и обращаться с тобой жестоко,
Я хочу знать, что у тебя внутри...
Двигайся вперёд,
Держи голову выше, двигайся вперёд!
Не падай духом, двигайся вперед!»
Балансирование между экспериментами и успехом в мейнстриме — хождение по канату, которое крайне трудно выдержать. Eurythmics так и не вернулись на первое место хит-парада после выхода «Sweet Dreams (Are Made Of This)». Они не смогли повторить той грустной, странной музыки, которую выпустили в 1983 году, и перешли к более привычному материалу.
Впрочем, дуэта был довольно успешен. В США Eurythmics выпустили ещё два хита, вошедших в топ-10. Группа написала саундтрек к фильму «1984» (1984), в котором Ричард Бёртон снялся в последний раз. Леннокс и Стюарт переключились на более устоявшийся, зрелый и гладкий стиль, записались с Аретой Франклин и Стиви Уандером. Наконец, в 1990 году пути участников Eurythmics разошлись.
В качестве сольной исполнительницы Энни Леннокс выстроила впечатляющую карьеру. Её первые два альбома — «Diva» (1992) и «Medusa» (1995) — разошлись невероятными тиражами. В 2004 году она получила «Оскар» за соавторство в написании песни «Into The West», которую она исполнила в саундтреке к первому фильму франшизы «Властелин колец».
Ещё до распада Eurythmics Дэйв Стюарт заявил о себе в качестве продюсера. Он был сопродюсером альбома Тома Петти «Southern Accents» (1985) и в клипе «Don't Come Around Here No More» сыграл на ситаре, сидя на грибе.
Стюарт работал с Бобом Диланом, Миком Джаггером, Аретой Франклин и Кэти Перри. Девять лет он был женат на Шивон Фэйхи из группы Bananarama и стал соавтором песни «Stay» — большого хита 1992 года группы Shakespeare's Sister, в которой выступала та же Фэйхи. Стюарт также выпустил несколько сольных альбомов. Его инструментальная композиция «Lily Was Here» 1989 года, записанная совместно с нидерландской саксофонисткой Кэнди Далфер, заняла 11-е место в чартах.
За прошедшие годы дуэт Eurythmics неоднократно воссоединялся. В 1999 году Леннокс и Стюарт выпустили альбом «Peace», а в 2005 году записали пару новых треков для сборника хитов. В декабре 2019 года они приняли участие в благотворительном концерте в Нью-Йорке, организованном Стингом. А спустя два года были введены в Зал славы рок-н-ролла, исполнив во время церемонии песни «Would I Lie to You?», «Missionary Man» и незабвенную «Sweet Dreams (Are Made of This)».
Ни вместе, ни по отдельности участники Eurythmics не создали ничего столь же впечатляющего, как «Sweet Dreams». Но они не опустили руки, пошли дальше и доказали, что их ранний успех отнюдь не был случайностью. Созданный ими микс из чувственности сладких грёз и холодного синтезаторного оцепенения завораживает до сих пор.
Спасибо за подписку, лайк и комментарий! Отдельная благодарность тем, кто присылает донаты. Ваша поддержка очень ценна!