Найти тему
НЭБ

Голос блокадного города

Имя Ольги Федоровны Берггольц ассоциируется у нас с голосом блокадного Ленинграда. С трагедией, голодом и освобождением. При этом жизнь самой поэтессы была также полна событий, как печальных, так и счастливых.

Талант юной Берггольц первым заметил мэтр Корней Чуковский. На литературном вечере литобъединения «Смена» тоненькая светловолосая Ольга читала свое стихотворение «Каменная дудка». Чуковский обнял ее за плечи и пообещал ей большое будущее. Девочке тогда было 16 лет.

В «Смене» собиралась талантливая молодежь, читала стихи, проходили встречи с известными литераторами. На этих вечерах Ольга познакомилась с Владимиром Маяковским, Эдуардом Багрицким, Иосифом Уткиным.

Для прохождения преддипломной практики Ольга уехала на Кавказ. Путешествуя по Осетии, она посещала строящуюся гидроэлектростанцию, бродила по горам, и писала, писала, писала. Она написала больше тридцати материалов, которые вышли в газете «Власть труда».

Ольга Берггольц рано начала взрослую жизнь. В 18 лет она вышла замуж за поэта Корнилова. Вскоре у них родилась дочь Ирина. В 1930-м году молодая девушка отправилась по распределению в Казахстан в качестве корреспондента газеты «Советская степь». Казалась, что все было хорошо – любимый муж и дочь, прекрасная работа, она издала свой первый сборник поэзии «Зима-лето-попугай».

Пару лет спустя она вернулась в Петербург, развелась с Корниловым и вышла замуж за однокурсника Николая Молчанова, жила в легендарном доме «Слеза социализма», была принята в Союз писателей СССР. Она становится известна как поэтесса, одно за другим выходят ее произведения – рассказ «Запруда», повесть «Углич», сборник лирики «Стихотворения», повесть «Зерна», сборник «Книга песен».

Но кроме счастья это время принесло ей ни с чем не сравнимые потери – сперва умирает ее младшая дочь Мая, затем старшая – Ирина. В 1937 году по ложному обвинению арестовывают, а затем расстреливают ее первого супруга – Бориса Корнилова. Ольгу также начали преследовать, обвинили в связи с опальным литератором, «выгнали» из Союза писателей, а потом и с работы. Она устроилась работать простым учителем русского языка и литературы.

Но вскоре, в том же роковом 1937 году пришли уже за самой Ольгой. После длительного допроса, будучи на большом сроке беременности, она попала в больницу, где потеряла ребёнка. Она была разбита. К середине 1938 года после долгих мытарств обвинения с нее были сняты. Но впереди ее ждало еще одно испытание – в ночь с 13 на 14 декабря ее вновь арестовывают, и вновь она на большом сроке беременности. Ее обвинили «в связи с врагами народа» и в том, что она готовила заговор против Ворошилова и Жданова. В тюрьме она провела 171 день, после побоев здоровье ее было подорвано, и в тюремной больнице она родила мертвого ребенка. В своем дневнике она сделает запись:

Вы можете передать моему мужу, что Степки больше нет… Всего два слова, понимаете, два слова: «Степки нет!» С тех пор ни мальчики, ни девочки у меня больше не рождались.

Освободили поэтессу летом 1939 года «за недоказанностью состава преступления», помог выбраться ей писатель Александр Фадеев. Начался долгий процесс восстановления и реабилитации в правах, в этот период рядом с ней был супруг – Николай Молчанов. Но семейному счастью не суждено было случиться – началась война.

Николай Молчанов, несмотря на свою инвалидность, добровольно принимал участие в строительстве укреплений вокруг Ленинграда. Он умер в январе 1942 года, а Берггольц посвятила ему одну из лучших своих книг «Узел». Следующее испытание случилось с отцом поэтессы – он был выслан из города из-за отказа стать осведомителем и из-за своего немецкого происхождения. У самой поэтессы развилась дистрофия, она вынуждена была уехать в столицу. Но вскоре вернулась, чтобы стать «символом стойкости» осажденного города.

Товарищ, нам горькие выпали дни,
Грозят небывалые беды,
Но мы не забыты с тобой, не одни, –
И это уже победа.

Из сборника «Ленинградская поэма»

Во время блокады Ольга Берггольц работала в Радиокомитете, и ежедневно сотни изможденных ленинградцев слушали ее стихи. Ее голос звучал из репродукторов и радиоприемников в каждом доме, на улице, в учреждениях. Позднее из ее радиопередач была собрана книга «Говорит Ленинград». В эти дни отчаяния и борьбы Берггольц стала истинно народным писателем. Она создала свои легендарные произведения, посвященные защитникам города: «Ленинградский дневник», «Ленинградская поэма», «Баллада о младшем брате», «Первое письмо на Каму», «Разговор с соседкой» и другие. Она была настолько популярна, что говорят, в Ленинграде томик произведений Берггольц обменивали на хлеб. Так дороги были для ленинградцев ее стихи.

Это малоизвестно, но Берггольц также писала агитационные стихи для «Окон ТАСС». А еще была постоянной участницей поэтических встреч блокадного Ленинграда. Но самым большим признанием, конечно, стала народная любовь и то, что строки Берггольц «Никто не забыт, ничто не забыто» стали рефреном победы в Великой Отечественной войне.

В 1950 году поэтесса написала поэму о петроградских рабочих – «Первороссийск», год спустя была отмечена Сталинской премией. Она продолжала писать, так выходят ее трагедия «Верность», книга «Дневные звёзды» и другие.

Ольга Берггольц. Источник: yarwiki.ru
Ольга Берггольц. Источник: yarwiki.ru

Она вышла замуж за профессора кафедры русской литературы ЛГУ Георгия Макогоненко, много писала, по ее произведениям снимались фильмы. Однако брак распался – муж ушел к другой женщине. Некоторое время Ольга Федоровна лечилась от алкогольной зависимости в психиатрической больнице.

Умерла Берггольц в возрасте 65 лет. В последние дни жизни на ее ночном столике стояло фото второго мужа – Николая Молчанова.