«История пчёл» — это дебютный роман Майи Лунде в жанре климатической фантастики. Через вымирание видов и судьбу персонажей писательница размышляет: что важнее — личные интересы или общее благо?
Климатическая фантастика или «кли-фантастика» в последнее время стала популярным жанром в литературе. До дебюта в новом для себя направлении Майя Лунде была автором детских книг и книг для подростков. В «Истории пчёл» писательница показывает долгосрочные последствия изменения климата, а фоном поднимает тему семейных отношений, любви и потери.
Предпосылка романа до боли простая — что произойдёт, если пчёлы исчезнут? Лунде исследует эту проблему на примере трёх историй пчеловодов, разбросанных во времени, и использует популярный в последнее время художественный приём скачков во времени. Перед нами британский биолог середины 1800-х Уильям, фермер Джордж со среднего Запада США из наших дней и молодая китаянка Тао из 2098 года, когда в мире не осталось пчёл. Тао работает в поле и вручную опыляет растения.
У всех троих героев есть личные проблемы, связанные с наличием или отсутствием пчёл в их жизни. По структуре романа мы наблюдаем этап зарождения производственного пчеловодства, затем первые признаки исчезновения, а дальше уже мир без пчёл. Иногда легко забыть, что вы читаете роман о последствиях вымирания животных видов.
Большая часть книги рассказывает истории людей до некоего события, которое на протяжении нескольких десятилетий привело к уничтожению пчёл и значительно истощило земные ресурсы. В романе нет конкретного описания или объяснения, что произошло, только намёк на загрязнение окружающей среды. Мы видим историю мира до и после.
Сюжетная линия Тао — единственная, которая описывает мир после климатической катастрофы. В нём граждане Китая вынуждены вручную опылять деревья из-за чрезмерного использования пестицидов. «Мы были пионерами в области загрязнения, и поэтому мы стали пионерами в области опыления. Парадокс спас нас» — рассуждает Тао в процессе работы.
Роман начинается с истории Тао, и, на мой взгляд, это самая увлекательная сюжетная линия. Она же и самая важная, поскольку автор показывает последствия экологической катастрофы. Из-за изнурительной работы на открытом воздухе Тао истощена и находится в постоянном стрессе. Свою жизнь она посвятила тому, чтобы как можно больше заработать и обеспечить наилучшее образование для трёхлетнего сына Вэй-Вэня. Позицию Тао не разделяет её муж Куан, поэтому в их отношениях постоянное напряжение. Однажды Вэй-Вэнь таинственным образом пропадает в бесконечных больницах Китая. Это событие ещё больше отталкивает супругов друг от друга, а Лунде технично погружает читателя в голову Тао так, что заставляет чувствовать пустоту вокруг неё.
Тао увязла в размышлениях. Она обвиняет себя в исчезновении сына, и в результате отстраняется от окружающего мира. Женщина чувствует спровоцированную экологической катастрофой пустоту, которая усугубляется отсутствием связи с внешним миром. К этому добавляется вера в том, что только она может решить все проблемы, которые существуют в мире. Будь то маленькие и личные или большие и системные.
Если большая часть истории Тао — это попытки найти сына, то сюжетные линии Джорджа и Уильяма строятся на сложных отношениях героев с их детьми. Трудность, с которой двое мужчин пытается наладить коммуникацию с детьми через увлечение пчеловодством, отражает проблемы поколений в меняющемся мире.
Джордж живёт в первые дни кризиса в Соединённых Штатах. Он изо всех сил пытается содержать своих пчёл, поскольку отвергает новые методы ведения сельского хозяйства в области пчеловодства. Джордж разочарован сыном Томом, который недавно поступил в колледж и совершенно не заинтересован в продолжении семейного дела. Тома гораздо больше привлекает получение степени доктора философии и возможность стать писателем.
Проблему с сыном Джордж решает просто, он игнорирует желания Тома и ставит себя превыше остальных. Джордж решает посвятить жизнь обслуживанию пчёл и их спасению, поскольку по стране расползлись слухи об их исчезновении. Но его преданность пчёлам — это эгоцентричная позиция. Он настолько упрям и не готов учитывать интересы другого, что полностью погружается в процесс, который приносит ему удовольствие. При этом он не видит этого же в сыне, который пошёл собственным путём, поэтому постоянно требует от Тома жертвенности.
Третья сюжетная линия посвящена Уильяму. Это такая комбинация из первых двух. Здесь Лунде смешивает сочувствие читателей к Тао с презрением, которое вызывает Джордж. Впервые Уильям появляется в книге в глубокой депрессии из-за отсутствия научных достижений. Оживляет его новая страсть, пчеловодство становится движущей силой возвращения учёного к жизни. Преисполненный решимости добиться новых успехов в мире пчеловодства середины XIX века, Уильям становится слепым к окружающим. Эгоцентризм и потребность в признании не позволяют ему понять, что «жизнь, мысли, страхи и мечты одного человека ничего не значат», если они не «применяются ко всем нам».
Неспособность Уильяма понять природу жизни занимает центральное место в позиции автора, которую я увидела. Концентрация только на собственных интересах может разрушить жизнь как одной личности, так и привести к крупным катастрофам. Однако книга делает отсылку к образу жизни пчёл как единственному возможному способу преодоления катастрофы, когда коллектив превалирует над индивидуумом.
Конечно, подобное морализаторство в сфере изменения климата и экологических проблем выглядит довольно навязчиво. Но такие книги важны для моделирования возможного будущего, если человечество и дальше будет игнорировать климатические проблемы. Роман «История пчёл» предлагает подумать, готовы ли мы пожертвовать славой, традициями и семьёй ради общего блага для человечества.
Ставьте лайк, пишите комментарий и подписывайтесь на мой блог. А также поддержите мой блог на Patreon (для тех, кто за пределами России) или на Boosty (для тех, кто в России).
#майялунде #историяпчел #фантомпресс #фантастика #фантастикакниги #климатическаяфантастика #клифантастика #скандинавскиеписатели #норвежскиеписатели #изменениеклимата