Цифра в 20 лет на общем фоне существования планеты Земля - ничто. Но для людей живущих на этой самой планете 20 лет вполне себе оказывается большим сроком. Особенно, когда этот срок приходится на момент перехода из детства в состояние взрослого человека.
Ярче всего этот разрыв ощущается, когда начинаешь думать о произведениях искусства, которые были с тобой в тот период детства и казались новинкой. Но вот ты моргнул, у тебя седина в виске, а мультфильм который нравился, разменял второй десяток.
В данный момент - это мультфильм Treasure Planet.
Ситуация
«Treasure Planet» входит в ту когорту мультфильмов, что большой мышиной корпорацией принято считать провальными. От чего и почему такое произошло - всем давно известно. Но провал тот был исключительно финансового толка. Это не был провал творческий уровня, как например «Dinosaur »или сиквел «Cars». Тут скорее имеет место похожая ситуация с мультфильмом «Robin Hood» 73-го года выпуска. Только в отличие от него, нынешний герой не был выпущен в так называемый «тёмный период» истории Disney, когда использовали старые фоны и уже выработанные анимации по несколько раз. В этом отношении, мышиный дом совершил выстрел себе в коленку самостоятельно, ибо не был уверен в успехе.
Успех же в будущем мультфильм настиг, но не в том объёме, которого бы он мог заслуживать. Он получил некую известность, когда вышел на носителях, но главной его заслугой остаётся то, что он не сумел разрушить карьеру двух своих режиссёров. Культового статуса, как те же приключения лиса Робина, он не получил. Но остался в сердцах многих зрителей.
Что это такое
«Планета сокровищ» это вольная экранизация романа Стивенсона «Остров сокровищ» помещённая в реалии космоса. Вольная она на просторах не только сеттинга, но и несколько меняет персонажей в плане характеров и слегка трясёт их состав.
Тут корабли натурально «бороздят космические просторы» под парусом, а персонажи в камзолах и треуголках перемежаются с роботами и разношёрстными инопланетными формами жизни. При всем при этом, мультфильму хватает ума не закидывать юного (и не очень) зрителя нагромождением названий миров, планет, существ. То же самое и на поприще декораций. Стилистика старой Англии как влитая вписывается в космические реалии местного ретро-футуризма.
Фильм мягок, плавно выдавая информацию о мире ровно в тех пропорциях, в которых необходимо для комфортного нахождения в нем.
О чем это
С чисто сюжетной точки зрения - нарисованная «планета» недалеко ушла от написанного «острова». Местный Джим Хоукинс все так же получает карту сокровищ от Билли Боунса (с тем отличием, что здесь он большая саламандра) и пускается на поиски пиратского золотишка.
Джим - живет, дышит и поедает за обедом жажду приключения столовой ложкой. Для него нет ничего интереснее и важнее, чем не жалея головы сорваться в авантюру ради авантюры, а не для конечной ее цели.
Парниша умён, за словом в карман не полезет и в ладах с матерью. Что называется, все бы ничего, но жажду приключения просто так не утолить, из-за чего у юноши проблемы, в том числе с законом.
Заполучив карту, попутно попав в первую серьёзную передрягу, что стоит его матери бизнеса и жилища, он отправляется на борт корабля. В поисках клада к нему присоединятся астроном доктор Доплер (давний друг семьи), а уже на корабле они объединяются с бойкой капитаншей, ее старшим помощником, прочей шоблой-воблой населяющей корабль, и, конечно же, киборгом Сильвером - местный коком.
Дальше - только космические путешествия и переплетения душ всех этих персонажей.
Почему это хорошо
Центральным поражающим фактором в мультфильме является то, что при наличии явно выраженного главного героя, он им, по сути, не является. Приключение как таковое - вот что здесь правит парадом. Ход сюжета, развитие героев, цельность атмосферы - держится исключительно на плечах этого ощущения. Чувства голода до контролируемой опасности и неизведанного. Джим в этом водовороте существует, конечно, не опосредованно, ровно, как и все его спутники. Спутники, к слову, не вертятся вокруг него, а живут своей жизнью и скрупулёзно независимы в своём развитии.
Так, Джим тут показан не только как авантюрист до мозга костей, но и глубоко ранимым молодым человеком. Он запутался в своей жизни так сильно, что уже не способен распутать все эти клубки самостоятельно. У его чуткой матери на это попросту не хватает сил, несмотря на их совершенно чудесные, здоровые и полные любви взаимоотношения. Джиму необходима отцовская фигура, которую он находит в развалистом облике Сильвера. Их с Джимом сюжетная арка - одна из ключевых и написана чертовски хорошо.
Она разыграна аккуратно и по всем необходимым нотам. Моменты притирки друг к другу, появление чувства и абсолютно чудесный в своей тонкой простоте музыкальный монтаж, с крос-сравнением фигур Джима в детстве и сейчас, а Сильвера с покинувшим Хоукинса отцом.
Так же интересной и не глупой вышла любовная арка между доктором Доплером и капитаном Амелией. Ни секунды эта линия не кажется лишней или ненужной. Она тихонечко, равномерно разливается по мере хода сюжета, приходя к своему апогею в конце второго акта и совершенно логично оканчивается в финале истории.
Но не сценарием едины. «Планета Сокровищ» поразительной красоты мультфильм, несмотря на свой почтенный возраст. Его в нем выдаёт разве что порядком истрепавшаяся под гнётом технологий компьютерная графика. Нарисованные на компьютере 3D объекты уж слишком бьют по глазам и выделяются на общем фоне.
Почему сейчас
20 лет - срок суровый. Для корпорации Disney этот срок может почти ничего не значить, но многие люди до сих пор видят мультфильмы выходящие из под ее крыла как нечто, способное апеллировать лишь к маленьким детям и инфантильным взрослым. Многие серьезно считают, что все мультики этого конгломерата - мюзиклы про спасение принцесс и не больше. Якобы лишь сейчас, в современном мире, начинают нарушать эту тенденцию, четко исключая из этой формулы мультфильмы «Pixar», хоть и первые владеют последними очень много лет.
Но последний «Оскар» нам диктует несколько другую картинку, где статуэтку за лучший анимационный фильм получает хоть и не самый типичный, но бесконечно и сокрушительно тянущийся к изначальной формуле мультик.
«Планета Сокровищ» это очередной способ показать людям, которые цепляются за детскость мультфильмов и их одинаковость, что анимация - это куда как больше. Способ, показать что смелые эксперименты были во все времена. Увидеть, что даже на поприще зависимых от бюджета крупных студий и их боссов, могут выходить отличные и прорывные проекты. Всей чудесностью букв своего сценария, мультфильму удастся уложить любого широколобого скептика на лопатки.