Село Шойна на полуострове Канин на берегу Белого моря регулярно притягивает внимание медиа. Легко показать умирающее село, которое не в силах противостоять наступающим пескам, нагнать постапокалиптичной тоски. Труднее оставаться жить в Шойне и упрямо строить планы по развитию этого заполярного села. Местный энтузиаст Федор Широкий уверен, что Шойна может повторить судьбу мурманской Териберки и стать популярным туристическим направлением.
Недолгий расцвет
Рыболовецкое в прошлом село Шойна сегодня известно своей пустыней. Рыбный завод появился здесь в 1930 году, траловый флот вел активный промысел. В рыбопромышленной базе быстро появились судоремонтные мастерские, метеостанция, сберкасса, почта, больница. Шоинский консервный завод выпускал кильку и корюшку в масле, камбалу в томате, сельдь, печень трески, мороженую рыбу. Заодно здесь делали варенье и компоты из дикорастущих ягод.
Однако уже в 1960-е годы промысел свернули, а рабочий поселок признали неперспективным – тралы повредили придонную растительность, и в результате намываемый Белым морем песок начал наступление. Берег размывается, а дюны пожирают дома.
Если в период расцвета в Шойне проживало около 1500 человек, то сейчас, по данным Архангельскстата на 1 января 2022 года, в селе осталось 311 человек.
Ставка на туризм
В соцсетях страница местного жителя Федора Широкого изобилует красочными фотографиями и динамичными видео из Шойны. Мужчина занимается сноукайтингом и сэндбордингом. Иными словами, в обилии снега и песка, что кому-то может показаться минусом, он видит плюсы и активно их использует. Транслируя свою любовь и преданность крохотному селу, затерянному на побережье Белого моря, он помогает и другим присмотреться к этому удивительному месту.
Шансы остаться на большой земле у мужчины были. Сначала учеба в Архангельске, потом служба в Калининградской области. Он возвращался в Шойну поработать на метеостанции ненадолго, так, на полгода-год. Но в результате задержался. Спустя несколько лет Федор пришел к выводу, что в Шойне можно развивать туризм.
Реперной точкой стала группа иностранных туристов, которая побывала в Шойне в 2018 году. Путешественники из Великобритании и США высоко оценили красоты заполярного села.
– Как раз в этот момент я понял, что развивать туризм в Шойне можно. Корыстного мотива не было, было понимание, что малой родине это может помочь, ведь село уже давно ничего не производит, и даже обсуждался вопрос о переселении. Я посчитал, что если создать туристическую базу, то это может сработать. Да, это похоже на утопию, но и в сказки верить нужно. И сейчас я уверен, что только туризм может не просто остаться на плаву, но и помочь в развитии. В ином случае через 20 или 30 лет села не останется, – делится Федор.
Попасть в Шойну можно авиатранспортом из Нарьян-Мара и Архангельска, в снежное время – еще и по зимнику. То есть логистика, пускай сложная и дорогостоящая, уже существует, и упорные туристы добраться в Шойну смогут. Но перед ними неминуемо встанет вопрос, где же остановиться.
– Проблема жилья – основная в Шойне, даже если абстрагироваться от темы туризма. Сейчас сотрудничю– с местной жительницей, которая согласилась пока что сдавать дом для туристов, – рассказывает Федор.
Энтузиаст разработал план строительства гостевого дома в Шойне. Чтобы завезти по морю необходимые стройматериалы, подвести коммуникации и построить каркасный одноэтажный дом на три номера и кухню-гостиную, потребовалось 6,5 млн рублей. Сбор средств был запущен на популярной краудфандинговой платформе Planeta.ru.
Суммарно сбор продлился почти 200 дней, за это время удалось собрать только 80 тыс. рублей. После этого сбор был прекращен, а средства возвращены дарителям. Но все равно на уровне Ненецкого автономного округа уже была запущена общественная дискуссия. Идеей создания гостевого дома заинтересовались региональный центр развития туризма и WWF.
Федор отмечает, что если появятся спонсоры, которые помогут с созданием такой туристической базы на краю света, он готов присматривать за гостевым домом на волонтерских началах.
– У нас раздолье для экстремального туризма, походного туризма, раздолье для тех, кто просто любит красивые места. На данный момент уже организовано несколько туров. Мы сотрудничаем с региональными туроператорами и гидами из разных регионов. Этим летом будет три группы туристов. Одна из групп отправится в пеший поход на мыс Канин нос. Еще две группы приедут в Шойну и увидят близлежащую природу, – сообщает он.
Рассказывая о перспективах туризма в Шойне, Федор упоминает хорошо известное путешественникам село Териберка в Мурманской области. Сравнение не случайно – Шойна и Териберка находятся примерно на одной широте, одинаково могут удивить туристов красотой тундры и побережья. Но если Териберкой искушенных путешественников уже не удивить, то Шойна может стать для них открытием.
Териберку уже облюбовали поклонники сноукайтинга и кайтсерфинга. Шойна может выстрелить за счет развития как этих, так и других экстремальных дисциплин, в частности, сэндбординга, ведь здесь есть множество песчаных дюн.
Важный аспект при обсуждении туристического потенциала в Шойне – позиция местного населения. По словам Федора, у местной молодежи нет скепсиса по этому вопросу. Другое дело – старшее поколение, коренные поморы.
– Есть определенная группа «туристов», которых даже сложно так назвать. Это браконьеры и вандалы, которым не нужны гиды и организованные группы. Они самостоятельными группами на снегоходах едут на Канин нос, убивая все живое по пути, оставляя после себя мусор. Понятное дело, поморы не терпят такое. Из-за таких «туристов» появился железный стереотип, что все приезжающие такие, – рассказывает Федор. – Думаю, что сотрудничество с WWF станет гарантом спокойствия. Конечно, чтобы сломать такой стереотип, потребуется время, но это выполнимо.
***
Анжела Коляда, специально для GoArctic