Найти тему
Pro Бизнес - Стартапы

Как открыть и Сколько приносит табачный магазин в 2022 году

Оглавление

Мысль открыть табачный магазин была у меня давно, очень часто наведывалась эта идея. Каждый раз, когда я видел табачную лавку, хотел открыть свою. Но меня сдерживало все: не мог найти помещение, не мог никак прийти к общему знаменателю со своей суммой денег, на которую я рассчитывал, но боялся потерять.

Могу показаться дотошным, но хочу рассказать про все мелочи и ситуации, с которыми столкнулся в процессе открытия своего табачного магазина. Если бы в моем случае нашел такого «дотошного», а не банальные бизнес-идеи про табачки, был бы очень этому рад и дорога оказалась бы не столь тернистой. Поэтому если вам интересна данная тема, очень советую дочитать. Итак, вернёмся к главному: если вы решили не оборачиваться, тогда поехали.

Прибыль табачной лавки небольшая, но и вероятность успешного развития бизнеса довольно велика. Откровенно провалиться на рынке можно только с совсем неудачным местом, либо с сетевиками поблизости.

Примерные характеристики

  • Стартовые вложения - 265 000 ₽
  • Выручка - 90 000р.
  • Чистая прибыль - 30 000р.
  • Сроки окупаемости - 9-12 месяцев.

Основные тенденции табачного бизнеса в 2022 году

К слову сказать, именно электронные сигареты показывают наибольший процент прироста по продажам в последнее время. Первыми из крупных производителей “раскусили” рыночный потенциал ЭСНД маркетологи компании Philip Morris, массово запустив на рынок изделия IQOS. Несмотря на то, что влияние электронных сигарет на организм человека до конца не изучено и однозначно не является безопасным, многие курильщики в последнее время предпочитают перейти именно на такой формат потребления никотина. Имеют в своей производственной линейке ЭСНД и другие ключевые игроки табачного рынка - это “glo” от British American Tobacco и линейка “Logic” от концерна JTI.

Впрочем предпринимателям, открывающим свой бизнес в табачной сфере, стоит помнить и о потенциальных угрозах, которые могут коснуться этого направления. Речь идет в первую очередь о постоянном повышении акцизов на сигареты.

Так вот табачной сферы маркировка тоже уже коснулась - обязательная цифровая маркировка табачных изделий штрихкодами “Data matrix” через систему “Честный знак” стартовала с 1 марта 2019-го, а с 1 июля 2020 года, оборот немаркированной продукции в стране был официально запрещен на законодательном уровне.

-2

Регистрация бизнеса на продаже табака

Теперь от теории к практике. Допустим, вы взвесили все риски и решились на открытие табачной лавки. Что дальше? Хорошая новость - вопреки заблуждениям некоторых начинающих предпринимателей на торговлю табачными изделиями, в отличие от алкогольной продукции, не требуется получение специальной лицензии. В России на данный момент лицензируется только деятельность по производству табачных изделий.

Поэтому для официального открытия табачной лавки достаточно будет пройти стандартную процедуру регистрации бизнеса. Оптимальным вариантом станет открытие ИП либо ООО на упрощенной системе налогообложения. Код ОКВЭД при этом указывается следующий:

  • 47.2 Торговля розничная пищевыми продуктами, напитками и табачными изделиями в специализированных магазинах. Он включает подпункт 47.26 Торговля розничная табачными изделиями в специализированных магазинах.

Примечательно, что для розничной торговли электронными сигаретами и испарителями (вейпами) нужен другой код ОКВЭД, который, как правило, прописываются как дополнительный:

  • 52.45 Розничная торговля бытовыми электротоварами, радио- и телеаппаратурой.

Выбор помещения

Оно может быть как полноценным табачным магазином, так и лавкой с дверью. Почему с дверью, а не с окошком для продажи? Потому что это первый шуруп для табачки, закон, регулирующий хождение табака в стране, то есть так называемый антитабачный закон, к нему вернёмся попозже. Так вот, при выборе помещения, как бы оно вам ни понравилось, какой бы выгодной ни казалась цена за аренду, сразу смотрим, есть ли в зоне 100 метров учебные заведения. А это не только школы, институты и университеты, это также всякого рода кружки, секции, объекты дошкольного образования и т.д.

Примерно 120 шагов среднестатистического человека равняется 100 метрам, но лучше берите с запасом. Помните о главном: если даже 99,9 метров, то уже нельзя! За этим пристально следит Роспотребнадзор. Сотрудники приходят, делают контрольную закупку, меряют и, если вы не уложились в «стометровку», то ловите штраф от 5000 до 10 000 рублей для ИП и до 30 000–40 000 рублей для юрлиц с конфискацией продукции. К сожалению, закон суров. Вся судебная практика против предпринимателей.

Итак, вы убедились, проверили и даже перепроверили, что все хорошо и уложились в данную дистанцию. Тогда заключаете договор аренды. Это уже на ваше усмотрение, что в нем указывать и т.д. Необходим ремонт или нет, опять-таки на ваше усмотрение, пропускаем.

Розничная табачная торговля запрещена в следующих местах:

  1. На территориях и в помещениях, предназначенных для оказания образовательных услуг, услуг учреждениями культуры, учреждениями органов по делам молодежи, услуг в области физической культуры и спорта, медицинских, реабилитационных и санаторно-курортных услуг, на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения (в том числе на судах при перевозках пассажиров по внутригородским и пригородным маршрутам), в помещениях, занятых органами государственной власти, органами местного самоуправления;
  2. На территориях и в помещениях (за исключением магазинов беспошлинной торговли) железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, на станциях метрополитенов, предназначенных для оказания услуг по перевозкам пассажиров, в помещениях, предназначенных для предоставления жилищных услуг, гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания, бытовых услуг.

Стоимость аренды павильона невысокая - если арендовать уже готовое помещение, ежемесячные затраты составят порядка 10 000 – 15 000 рублей. Еще один возможный вариант - покупка ларька и размещение его в запланированной локации. Такой вариант потребует на старте порядка 100 000 рублей, а также некоторое время на согласование размещения его на выбранной территории в разрешительных органах.

Сигареты - товар, в целом нетребовательный к условиям хранения, и практически не имеющий сроков годности. Основной враг сигарет - сырость, потому при выборе помещения важно учитывать, чтобы оно было всегда сухим и по возможности отапливаемым в холодное время года.

-3

Вывеска

Здесь все дорого. Поначалу, понимая, что реклама является двигателем торговли, я не мог понять, почему так дорого, — вариантов уйма, выбирайте. Добавлю ещё: нельзя в рекламе использовать сам момент курения, названия, рисунки, наклейки сигарет. Либо называете smoke чего-нибудь, либо просто табак. Кстати, вывеску «Табак» согласовывать ни с кем не надо. Это не реклама, это условно информационная табличка о деятельности, которая ведётся в данном помещении. Пускай снимают, подавайте смело в суд, тут практика на вашей стороне.

Мебель

Здесь опять-таки все на вкус и цвет, закупать по размерам помещения на заказ специальную табачную мебель либо купить б/у и сэкономить. Что касается именно сигаретных шкафов, то поначалу можно их вообще не покупать, а сами представители именитых производителей сигарет вам их предоставят. Но только будете плясать под их дудку: загруженность шкафа (а это ваши сигареты, ваши деньги), у каждой модели есть свое место, в котором, если представитель найдет другую пачку, будет выносить мозг, долго и упорно. Но это легче соблюсти, нежели отдавать поначалу по 20 000 рублей за каждый шкаф.

Закупка товара

Здесь начинается история поинтереснее предыдущих. Сейчас новомодная идея с электронными испарители, то есть электронные сигареты, поды, жидкости, картриджи к ним. Это все стоит немало, надо быть готовым к закупкам, потому как только с них у вас будет прибыль, только с них и идёт маржа всей вашей табачной истории. Сигареты — это для текучки людей. Условно, если зашли 50 людей, то 30–40 из них купят пачку сигарет. В итоге вы заработаете с них очень мало, плюсом съест эквайринг, без которого в табачке никак. Оставшиеся 10 человек купят электронку, с которых уже можно заработать х2 и более.

Важно помнить и закупать товар только с документами, то есть китайский сертификат не прокатит для надзорных органов. Требуют сопроводительные письма на каждую модель, иначе конфискация — штраф. Но скажу честно: я не встречал ещё поставщика с сопроводительным письмом на данный товар, как максимум только сертификат о добровольной сертификации, но, как мне известно, этоне прокатит.

При формировании ассортимента табачной лавки следует предложить потенциальным покупателям максимально широкий ассортимент сигарет, включающий продукцию как минимум трех наиболее популярных производителей - Philip Morris, British American Tobacco и Japan Tobacco International.

Также табачная лавка может приносить дополнительный доход с продажи сопутствующих товаров, например зажигалок, жевательного табака (снюса) и табака для кальянов.

Ценообразование

Текущее законодательство в табачной сфере достаточно жестко регламентирует цены на продукцию в розницу. Наличие МРЦ (максимальной розничной цены) на каждую марку сигарет не позволяет табачной лавке продавать продукцию дороже установленных рамок. Впрочем и демпинговать ради привлечения большого количества клиентов вам тоже никто не даст - продавать табачные изделия меньше 75% от МРЦ строго запрещено.

Теперь что касается наценки на сигареты в розницу. Многие начинающие предприниматели задаются вопросом - а сколько, собственно составляет маржа на продаже сигарет в табачной лавке относительно закупки у официального дистрибьютора? Реальный заработок торговой точки с каждой проданной пачки варьируется от 7 до 15 процентов.

При этом в сети достаточно много предложений от “серых” оптовиков, предлагающих приобрести табачные изделия по ценам на 50, а то и 70% ниже средней стоимости в розницу. Не стоит обольщаться - скорее всего, это будет нелегально импортированный в страну товар, зачастую еще и сильно отличающийся по качеству от поставляемых официально сигарет. Брать сигареты оптом “из под полы” себе дороже - мало того, что некачественная продукция вызовет негативную реакцию со стороны покупателей, так еще и велик шанс получить существенный штраф со стороны проверяющих органов.

При этом с повышением акцизов количество нелегального товара может вырасти еще больше. Этот риск следует учитывать при планировании табачного бизнеса.

Мы не рекомендуем пополнять ряды продавцов безакцизных сигарет. Штрафы  для табачных лавок существенные:

  • Гражданам, совершившим продажу, – штраф от 2 до 4 тыс. руб. с изъятием предметов правонарушения.
  • Должностным лицам - от 5 до 10 тыс. руб. с конфискацией товара

Ну а юридическим лицам придется поплатиться на нарушение законодательства куда больше - штраф в объеме от 50 до 300 тыс. руб. с изъятием продукции.

Маркетинг и продажи

Открытая реклама табачной продукции запрещена действующим российским законодательством, поэтому весь “маркетинг” у большинства торговых розничных точке сводится к вывеске “Табак” или аналогичной, которая была бы максимально видна с проезжей части и для пешеходного трафика.

Тем не менее, важно сделать упор на качество обслуживания клиентов,а потому следует обратить внимание на опрятный внешний вид продавцов и их благожелательность по отношению к клиентам. Время перейти к следующему разделу и поговорить про персонал торговой табачной точки.

Табака для кальяна множество, как и электронок. А теперь ещё интереснее: сигареты, табак — это маркированный товар, который должен продаваться программно, только через «честный знак», который отслеживает полностью всю цепочку от производителя до конечного потребителя. Для этого требуется: онлайн-касса, с фискальным накопителем — 20 000 рублей, сканер 2д для считывания кодов маркировки дата матрикс, без данного кода вы не можете ни принять товар у поставщика, ни продать покупателю. Везде штрафы — большие, аккуратнее.

Для сотрудничества с поставщиками понадобится регистрация ЭДО, электронный документооборот, около 500–1000 рублей в год.

-4

Персонал табачной лавки

Для работы небольшой табачной лавки достаточно будет двух продавцов, работающих по графику “2 через 2”. Их доход складывается как правило из небольшой окладной части и процента с реализованной продукции.

Фонд заработной платы составит в среднем порядка 40 – 45 тысяч рублей на двух продавцов, при 12-часовом рабочем дне. Кстати, несмотря на то, что сигареты не являются пищевой продукцией, у продавцов табачной лавки, тем не менее, обязательно должна иметься медицинская книжка.

Текущий год для многих предпринимателей стал переломным - даже некогда стабильные направления бизнеса, гарантированно приносившие своим владельцам неплохие доходы, за короткий промежуток времени стали убыточными. Поэтому наш совет предпринимателям, решающимся на запуск своего проекта, следующий - выбирайте те ниши, которые гарантированно будут пользоваться спросом даже в условиях нестабильной экономики и при этом по возможности минимизируйте затраты.

Спасибо за то.что дочитали статью,надеюсь она была полезна для вас.

#БИЗНЕС #РАЗВИТИЕ БИЗНЕСА #ТАБАЧНЫЙ МАГАЗИН #ТАБЧНЫЙ БИЗНЕС