Все христиане, через 50 дней после Пасхи и через 10 дней после праздника Вознесения Господня, празднует день св. Пятидесятницы греч. Пентикостии, в народе день св. Троицы. В этот день мы вспоминаем событие, которое описывает книга Деяний св. апостолов, историческая книга Нового Завета, в которой описана история ранней апостольской церкви. «При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильно ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян. 2:1-4). В этот день по традиции мы украшаем наши храмы зеленью, травой и цветущими цветами. Мы знаем, что все древние религии мира знали день летнего цветения, некий переход от весны к лету.
Так и Ветхозаветные иудеи праздновали этот день, в котором они вспоминали важное событие — получение пророком Моисеем Декалога — 10 заповедей на горе Синай. Но уже в последние Ветхозаветные времена, этот праздник ощущался пророками как будущая слава Божья. «И будет в последние дни- излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видения. И также на рабов и на рабынь излию Духа Моего. И покажу знамения на небе и на земле... прежде нежели наступит день Господень, великий и страшный. И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется...» Мы же вспоминаем схождение св. Духа на апостолов. « Дыханием нужным, языкоогненно подает Христос Божественного Духа апостолом. Излияся в великом дни Дух рыбарем». (Стихи из богослужения св. Пятидесятницы). В этот день произошла актуализация церкви, ученики Христовы получаеют благодать св. Духа, и начинают основывать общины и выходят на проповедь о Воскресшем Христе. Исполняется Ветхозаветное пророчество, о котором мы говорили выше. Также этот день мы называем Днем Рождения Церкви, а когда мы принимаем Таинство Крещения — то оно для нас становится личной Пятидесятницей, ведь мы принимаем на себя благодать св. Духа.
« И так, для христиан праздник Пятидесятницы — это исполнение всего совершенного Христом. Христос учил о Царстве Божьем: и вот оно раскрылось! Христос обещал, что Дух Божий откроет Истину, - и вот это совершилось. Мир, история, время, жизнь; все освещено последним светом, все наполнено окончательным смыслом. Начался в мире последний и великий день Господень!» (о. Александр Шмеман).
Так в этот день, а в принципе как и во все Воскресные дни — христиане собираются в Церковь — собрание людей для участия в Таинстве Евхаристии — причащения св. Тела и Крови Христовых. Церковь — есть тело Христово, а мы — христиане, его члены. Через св. Причастие, которое установил сам Христос на Тайной Вечери, мы соединяемся со Христом. Причастие, есть центр жизни всех христиан, если мы сами сами добровольно отстраняем себя от этого Таинства, то мы сами себя отлучаем от церкви.
Так постараемся в этот праздничный день не только присутствовать на праздничной службе , но и причтится св. Христовых Тайн, также можно придти в храм и домой с цветами и с хорошим настроением.
Также на кануне этого праздника, в субботу церковь совершает поминовение усопших. Этот день так и называется Троицкая Родительская суббота. Родительская, также вселенская — так как мы поминаем всех от века усопших христиан, всех наших предков. Вообще в церковной традиции, каждая суббота — последний день недели- это день когда церковь вспоминает своих усопших. За богослужением совершаются особые заупокойные молитвы. Троицкая же суббота установлена церковным уставом. Апостол Петр в деньПятидесятницы обращался к иудеям с такими словами: «Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти (Деян. 2, 24). Также как мы уже сказали, этот день — есть День рождение церкви, так святая церковь молится о себе самой, ведь Господь, не Бог мертвых, но живых. Наша церковь, есть земная и небесная, и все мы вместе с нашими усопшими братьями и сестрами составляем единую церковь. Так Святая Церковь и призывает нас совершать перед днем святой Пятидесятницы молитвенное поминовение всех усопших, так как в этот святой День запечатлелось искупление нашего мира, животворящей силой св. Духа. Также в этот день принято посещать могилки своих родных и близких, вознести о них свои молитвы (Упокой, Господи, души рабов Твоих, прежде усопших отец и братий наших, и прочих сродников по плоти, и всех усопших христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное), но перед этим надо посетить церковь, помолиться в церковном собрании и по возможности причаститься. Также церковь всегда говорит о делах милосердия, не будем забывать и нуждающихся в нашей помощи.
Есть такие приметы, что нельзя в этот день работать, или трогать землю — все это суеверия, а когда мы говорим, что мы не работаем в какой либо церковный праздник, мы подразумеваем, что мы этот день посвящаем Богу и участвуем в Таинстве Евхаристии. Но в ашем современном мире, у всех разные возможности, поэтому не будем никого осуждать и накручивать себя, а будем следовать церковной традиции св. Евангелию.