Найти тему
Новые медиа

Как выжить малому бизнесу и блогерам без Instagram

Всем привет, меня зовут Илья Мишин. Расскажу кратко о себе: уже больше 5 лет я занимаюсь ведением крупнейших развлекательных SMM-проектов в соцсетях. За моей спиной стоят лучшие годы паблика 4ch в ВК и Instagram, рекламный менеджмент крупных медиасетей и партнёрский маркетинг в брендированных СМИ.

Общего между моей деятельностью и малым бизнесом, скажу честно -- мало. Но изучив ситуацию вокруг социальных медиа и локального бизнеса, у меня появились мысли о том, как правильно взаимодействовать с аудиторией из Instagram на других площадках. Я не буду утверждать, что все мои советы реально сработают, некоторые из них я проверил на практике и хочу сказать, что они могут помочь сориентировать и удержать аудиторию на новой площадке.

На фоне блокировки РКН крупнейшей социальной сети Instagram почему-то все блогеры и бизнесы принялись переливать аудиторию в Telegram и ВКонтакте. С ВКонтакте всё понятно, для бизнеса — это райский уголок, а вот зачем Telegram я не понимаю.

Обозначаю сразу: блогерам подойдут обе площадки, а вот бизнесу — только ВКонтакте, желательно в связке с B2B сервисами (про некоторые я вам расскажу чуть позже)

Кто такой Telegram и кому он нужен?

Данному мессенджеру с разнообразием социальных механик я отдаю предпочтение только нишам информационного бизнеса: блогеры, онлайн-школы, рекламные услуги, разработка и тд. Почему? Всё очень просто: блогеров много, они быстро перельют своих подписчиков к себе в каналы и телеграм станет большим стоком чатов, где ваш бизнес будет на “mute” и вас просто потеряют в огромной куче чатов. Блогеры пишут без контент-планов, им ничего не стоит удерживать себя вверху чатов и никакого урона в виде отписок они не получат.

К примеру, мой ТГ сейчас выглядит вот так. Я всё смог структурировать по папками, но иногда бывает — теряюсь. У взрослого поколения всё куда хуже: они переходят из Instagram в Telegram и не понимают его альтернативность привычной им площадке. К примеру, моя мама спросила меня "где тут лента как в инстаграм?" и "зачем мне ещё один WhatsApp?". Если ваша аудитория достаточно взрослая — постарайтесь объяснить им что такое Telegram. Ваши подписчики будут вам благодарны!

Возвращаемся к сути. У бизнеса постить бесконечным потоком не получится — вы просто будете надоедать и в конечном итоге от вас отпишутся. А ещё бизнес не цитируется другими каналами. На рекламу в других каналах вам вряд ли будет хватать, потому что стоимость рекламных постов в телеге выше в 3-5 раз, чем в том же ВК. О новой аудитории можно забыть, получится коммуницировать только с теми, кого вы успели перелить.

Если же вы решили сделать фокус на Telegram, то держите универсальные советы, которые как минимум помогут вам оставаться на плаву:

  • Времени на перелив очень мало (его уже почти не будет, когда выйдет эта статья), вам нужно оперативно реагировать на запросы своей аудитории. Если вы магазин — предложите символическую скидку за подписку на канал.
  • Не пишите очень часто в канал. Если вы будите атаковать своих подписчиков рассылками о том, что у вас появилась новая единица товара, и таких постов за день будет десяток, то пользователи как минимум отключат уведомления, а максимум уйдут и больше не вернутся.
  • Кратко изложите информацию о своём бизнесе и создайте каталог* через редактор статей и закрепите его. Когда вы будете обновлять каталог, выпускайте пост с дайджестом: что, где и когда у вас поменялось. (*вы можете сделать свой магазин из своего канала через специального бота, но его минус в оформлении: 1 карточка товара=1 пост)
  • Сообщайте только самое важное.
  • Не забывайте баловать своих клиентов: устраивайте розыгрыши, в партнёрстве с другими магазинами в телеграме (за подписку друг на друга) — помогайте друг другу, сейчас это как никогда важно!
  • Если хотите показать «внутреннюю кухню» вашего бизнеса — сделайте отдельный канал и сообщите о его существовании своим подписчикам: в данном случае вы уже будете бизнесом и блогером в одном лице. Взаимодействовать с аудиторией, которая этого хочет чуть больше чем обычно станет проще, и поможет избежать больших отписок в основном канале. А также это поможет наладить лояльность аудитории к вашему делу. Опять же, вы даёте им выбор: смотреть или не смотреть на то, что возможно, части вашей аудитории будет неинтересно.

Для тех, кто хочет иметь привычную информационную ленту, каталоги с товарками (как это было у инсты) и продавать онлайн по заявкам и предоплате — добро пожаловать ВКонтакте.

Как построить приятное глазу бизнес-сообщество ВКонтакте?

Функционал пабликов ВКонтакте позволяет делать бизнесу полноценный интернет-магазин с блогом, у которого есть также много форматов взаимодействия с аудиторией, как у инстаграм.

Вот пример аналогов функционала из Instagram в ВК:

  • Stories/Актуальное — Истории/Сюжеты
  • Reels — Клипы
  • Магазин — Товары или услуги, а также доски объявлений и вакансий (на последних, кстати можно заработать, если вы какое-нибудь локальное HR-агентство)

Про то, как создать сообщество и базово его оформить и настроить написано здесь: https://vk.com/@business-dlya-novichkov

В ВК очень много форматов публикаций, в их числе: статьи, репортажи, фотоальбомы, аудио- и видео- записи. Поделюсь лайфхаком по работе с фотоальбомами: если вы регулярно будете загружать в них фотографии, то они будут отображаться в умной ленте ваших подписчиков достаточно высоко (кстати, на фото в ВК можно отмечать товары из вашего магазина, прям как в Instagram).

Ведите сообщество со вкусом: сделайте обложку сообщества, поставьте аватарку, укажите кликабельный адрес вашего бизнеса с режимом работы в настройках. Настройте карточки товаров или услуг, заполните их описание, укажите в специальном блоке при настройке магазина правила оплаты и доставки товаров/услуг, подключите оплату VK Pay. Вы сможете также создать промокоды на скидки для своих клиентов и управлять ими. Следить за потоком заказов нужно будет через админ-панель магазина.

Пример оформления бизнес-страницы, сделанной моей командой (vk.com/drugsoundrecords)
Пример оформления бизнес-страницы, сделанной моей командой (vk.com/drugsoundrecords)

Теперь, когда мы всё настроили, выпустили пару постов — самое время начать продвигаться. У ВКонтакте есть достаточно приятный кабинет таргетинговой рекламы (реклама, настроенная на интересы пользователя, прям как в Instagram) и маркет-платформа (вы можете выпускать рекламные посты в больших сообществах, но этого делать я вам не порекомендую).

Сначала, про маркет-платформу: ВКонтакте уже давно её убил, мало того, что администраторы больших пабликов не хотят делиться с ВК достаточно адской комиссией в 40%, так ещё и посты с меткой "это реклама" в умной ленте редко кто видит). По-этому рекомендую покупать посты напрямую у администраторов сообществ, но делать это с осторожность, можно напороться на мошенников. Если хотите купить посев (разместить своё рекламное сообщение в большом количестве пабликов), то лучше доверить это мне. У меня есть своя сетка, и куча дружественных. За оптовые покупки постов, можно ещё рассчитывать на скидку:)

Про таргет. Настроить его можно двумя способами:

  • упрощенный (через кнопку "продвигать" рядом с постом) — алгоритмы ВК проанализируют вашу аудиторию и предложат вам несколько ценовых вариантов чтобы показать ваш пост похожей аудитории. Практика показывает, что подобный способ работает не очень хорошо и лучше воспользоваться полноценным кабинетом, если у вас есть базовое представление о портрете вашей аудитории;
  • через профессиональный кабинет ВКонтакте для Бизнеса — тут очень гибкий набор настроек: гео по точкам, по интересам пользователей, по сообществам конкурентов и слушателям определённых музыкантов... список можно "бесконечно" продолжать...

Таргетировать можно как отдельные посты, так и истории, клипы, сайты (если у вас нет сайта, то из сообщества в один клик можно его создать, подробнее: vk.link) и объявления в формате ТГБ (блоки в левой нижней панели ВК и на сайтах-партнёрах).

Если у вас нет денег на таргетолога, то рекомендую ознакомиться с образовательным курсом от ВКонтакте для Бизнеса. Если деньги есть, то можете найти кого-то на фриланс-биржах и сэкономить или найти в штат профильного сотрудника, или доверить это рекламным агентствам, которые сделают это хорошо и отчитаются за потраченный кэш. К примеру, моя команда предоставляет услуги малому бизнесу по настройке таргета. В нашем сообществе мы уже начали делиться кейсами по продвижению различного рода ниш. А ещё мы иногда делаем исключение, и настраиваем таргет на специальных условиях, которые помогут исключить риски потратить деньги в пустую.

Про таргет поговорили, теперь самое время рассказать о рекомендательных системах и видах контента, которые помогут выйти на органический рост без вложений!

  • Снимайте клипы ВКонтакте — показывайте как живёт ваше дело! Сейчас клипы являются платформой для некоммерческого творчества, но вы можете рассказывать о том, что и как делаете, не продвигая напрямую ваш бизнес.
  • Указывайте тематику постов! Таким нишам, как: фотографы, парикмахеры, турагентства, IT-компании, спортивным секциям и преподавателям — это может сильно помочь. Для того, чтобы ваши посты хорошо расходились они должны напряму соответствовать вашему направлению и хорошо раскрывать вашу нишу. К примеру, ваша ниша — преподаватель химии, в своем посте вы можете рассказать про часто допускаемые вашими учениками ошибками в ЕГЭ. Добавить красивую картинку и указать тематику. Возможно, ваш пост алгоритмы посчитают интересным, и покажут его новой аудитории.
  • Создавайте истории и делайте сюжеты! Каково было моё удивление, когда на странице Зёмы мы опубликовали сюжет, и ему в личку стали прилетать реакции от людей, которые совсем не вписываются в портрет аудитории проекта)
  • Делайте посты с подборками фото! Удивительно, но этот лайфхак по повышению охватов у админов крупных сообществ ещё работает.

Делайте бизнес, делайте бизнес со вкусом! Не останавливайтесь! Если вы увлечены своим любимым делом, то у вас обязательно что-то получится.