О добродетелях.
Три начало побуждают нас к добру: семена от природы добра в нас, святые Силы и доброе произволение. Семена от природы,-когда, например, как желаем, чтобы с нами поступали люди, так и мы поступаем с ними, или, когда видим человека в нужде, естественно милосердуем о нем. Святое Силы,- когда чувствуя побуждение к доброму делу, обретаем в себе благое содействие, и успеваем. Доброе произволение,- когда, различая добро от зла, избираем доброе. Между человеческими действиями многие добры сами по себе, но бывают недобрыми по какой-либо причине. Например – пост и бдение, молитва и псалмопение, милостыня и странноприимство сами по себе суть дела добрые; но когда делаются из тщеславия, тогда они уже не добры. Из добродетелей иные телесные (пост, рукоделие), а иные – душевные (любовь, великодушие, кротость); итак, если случится по какой-либо нужде или состоянию телесному, напр., по болезни или по другой подобной причине, мы не сможем исполнить вышепоказанных добродетелей телесных, то имеем снисходительное прощение от Господа, ведующего и причины тому; не исполняя же добродетелей душевных, никакого не будем иметь извинения, ибо они не подлежат таковым препятствиям.