Найти тему
В гости к бабушке Европе

Главный универсальный магазин — и крошечные вокзалы МОЖД: странная московская карьера архитектора Померанцева

Я не считаю себя компетентным специалистом в области истории архитектуры, но всё-таки у меня есть глаза и память, — и иногда эта парочка заставляет крепко задуматься. Так одним из самых сильных моих архитектурных впечатлений стал храм святого Дмитрия Солунского в Данковском районе Липецкой области, — увидев его, я поразилась, насколько ж он похож на ГУМ, ну просто младший брат! Немудрено: создан тем же архитектором, Александром Померанцевым (мне даже фамилия нравится, люблю эти греческие апельсинчики!).

«Полезете на башню? Она немного шатается, зато памятник!»: мои выходные в Липецкой области
В гости к бабушке Европе18 ноября 2020
-2

Когда впечатления улеглись, я, само собой, заинтересовалась: если одно творение Померанцева так похоже на другое, то, наверное, есть ещё третье и четвертое... короче, решила изучить вопрос! И обнаружила странное: оказывается, строительством ГУМа московская карьера Померанцева началась... и фактически сразу кончилась. В столице он работал крайне мало.

В его послужном списке — несколько зданий в Санкт-Петербурге, в Ростове-на-Дону, в болгарской Софии. Он даже был главным архитектором ярмарки в Нижнем Новгороде, курировал этот грандиозный проект (хотя официально авторство приписано другому творцу)... но не в Москве. В столице был только Александро-Невский собор на Миусской площади, украшенный, кстати, росписями Виктора Васнецова — видимо, они любили работать вместе. Но, увы, собор разобрали в советские годы, сегодня мы им не полюбуемся.:( И ещё на его совести — ансамбль вокзалов МОЖД (нынешнего МЦК, московской железки). В начале ХХ века, когда проектировали Кольцевую, Померанцев спроектировал все станционные павильоны в едином стиле — был, так сказать, шеф-дизайнером всея проекта. Русский модерн, красный кирпич с белой отделкой, водонапорные башни в стиле рыцарских замков, всё очень модное. Из этих павильонов, к сожалению, сохранилось крайне мало.

-3

Вот и всё. Больше в Москве Александр Померанцев ничего не построил.

Почему так — не знаю.:( Уж ГУМ-то явно колоссальный проект, который просто обязан был принести автору славу, почет и кучу заказов на годы вперёд! Тем более, что неорусский стиль — тот, в котором он работал, — на рубеже веков стремительно входил в моду: мало ли было заказчиков, желающих построить собственный боярский теремок? Да полно! Может, у Померанцева не сложились отношения с кем-то из московской власти? Как вариант... Хотя разгадка может быть гораздо проще. Померанцев — из дворянского сословия, вполне обеспеченный человек. Работа архитектором была для него не куском хлеба — в буквальном смысле! — а скорее приятным оплачиваемым хобби. Оплачиваемым, как я понимаю, весьма недурно: всё-таки Верхние торговые ряды или целый проект МОЖД — это не хухры-мухры. Так что и гнаться за новыми заказами не было нужды, человек мог себе позволить строить именно то, что ему самому нравилось, а заодно и совершенствовать своё мастерство, постоянно учиться.

А вы видели здания работы Померанцева в других городах? Как впечатления? Делитесь в комментариях и подписывайтесь на канал, будет ещё много интересного. Читайте также: