75 лет назад Тур Хейердал с пятью спутниками пересёк Тихий океан на плоту «Кон-Тики».
Предыстория
В 1937 году, путешествуя вместе с супругой по Маркизскому архипелагу, норвежский исследователь Тур Хейердал впервые услышал о Тики – боге и вожде племён, населяющих острова Полинезии.
Согласно легенде, Тики привёл сюда предков современных полинезийцев из далёкой большой страны. Чтобы обосноваться на новом месте, древним путешественникам пришлось пересечь огромный океан, но покровительство великого Тики помогло людям преодолеть все трудности.
Рассказ так и остался бы просто красивым мифом, если бы Хейердал не обратил внимание на встречающиеся на полинезийских островах гигантские каменные изваяния Тики, которые поразительно напоминают статуи в Южной Америке. На Таити и Самоа были обнаружены ступенчатые пирамиды, почти такие же, как в Перу.
Учёный связал услышанную на Маркизских островах историю с легендами южноамериканских индейцев, рассказывающими о «белых людях», живших до инков на берегах озера Титикака в Перу. Таинственные высокие светлокожие бородатые люди поклонялись богу солнца по имени Кон-Тичи Виракоча. Считается, что первоначально его называли Кон-Тики или Илла-Тики, что означает Солнце-Тики или Огонь-Тики; видимо, он был верховным жрецом «белых людей». На берегах озера Титикака таинственный народ возвёл величественные постройки. Пришедшие сюда из долины Кокимбо воинственные племена, возглавляемые вождём по имени Кари, атаковали народ великого Тики, в решающей битве на острове в озере Титикака прекрасная раса была уничтожена. Однако легенда гласит, что Кон-Тики и его ближайшие соратники избежали смерти и бежали к берегу Тихого океана. Легенда завершалась не менее таинственно: оставшиеся в живых «белые люди» исчезли в море, двигаясь за солнцем, то есть, на запад.
Работая с архивными манускриптами испанских конкистадоров, Тур Хейердал увидел изображение бальсового плота инков. Тогда-то его и осенила блестящая идея: спустить плот у берегов Южной Америки и узнать на практике, куда его понесут океанские течения. Возможно, даже используя такое примитивное плавательное средство, древние народы могли совершать трансокеанические путешествия? Возможно, первые люди в Полинезии прибыли сюда из Южной Америки?
Эту авантюрную мысль Тур Хейердал вынашивал долгие 10 лет. Его гипотеза шла в разрез с общепринятой версией заселения островов Океании: учёные утверждали, что коренные народы переселились сюда из Юго-Восточной Азии, а существование на островах некоторых растений (например, кокосовых пальм, батата) объясняли тем, что кокосовые орехи могло принести сюда из Южной Америки водой.
Строительство плота
Упрямый Хейердал не обращал внимание ни на мнения авторитетных, но консервативных учёных, ни на газетные публикации, в которых готовящуюся экспедицию прозвали «самым экстравагантным способом массового самоубийства». Он подобрал себе в команду пять единомышленников: штурмана Эрика Хессельберга, радистов Кнута Хаугланда и Турстейна Робю, техника-инженера и гидрометеоролога Германа Ватцингера и кока Бенгта Даниэльссона. Седьмым, неофициальным членом команды стал попугай по имени Лорита.
Участники экспедиции лично принимали участие в строительстве плота. Для него были срублены и очищены от коры 9 стволов огромных деревьев бальсы. Они стали основой плота. Подготовленные брёвна около 60 см в диаметре имели длину от 10 до 14 метров и были сложены так, что образовывали острый нос плота. Бамбуковыми циновками застелили палубу, в середине которой построили хижину из плетенного бамбука, укрыв её листьями банана. Строительство вели, стараясь в точности воссоздать плот паэ-паэ, которые в древности использовали инки. Именно поэтому создание «Кон-Тики» обошлось без единого гвоздя – ведь индейцы не умели обрабатывать металлы. Все части паэ-паэ крепились верёвками. На мачте из мангрового дерева был укреплен прямоугольный парус, на котором Эрик Хессельберг нарисовал изображение бога солнца Кон-Тики. Плот был оснащён кормовым рулевым веслом, также изготовленным из мангрового дерева, а снизу плота были укреплены два ряда швертов, которые выполняли роль руля и киля.
Путешествие
28 апреля 1947 года «Кон-Тики» начал путь от перуанского порта Кальяо. Военно-морской катер «Гуардиан Рио» отбуксировал плот на 50 миль от берега. Там его подхватило течение Гумбольдта.
Удивительно, но такое примитивное судёнышко оказалось вполне подходящим для плавания в океане! Управляли плотом с помощью рулевого весла на корме, помимо течения движение «Кон-Тики» обеспечивалось за счет использования паруса. Управление швертами и парусом позволяли хорошо маневрировать плотом.
Связь с цивилизацией (несколькими станциями на территории Северной и Южной Америки) осуществляли с помощью любительской радиостанции, работавшей от батарей и ручного генератора. Позывной «LI2B» позже вновь использовался Хейердалом во время плавания на камышовой лодке «Ра» в 1969-1970 гг.
Еду готовили на примусе. Помимо заготовленной заранее провизии использовали морепродукты: под брёвнами плота собиралось большое количество рыбы, да и летучие рыбы часто сами запрыгивали на борт. Запасы пресной воды пополняли, собирая дождевую воду.
Плот неоднократно подвергался испытаниям на прочность – его трепали шквалистые ветры и штормовые волны. «Кон-Тики» с честью их выдерживал. Лишь после самой сильной бури, которая продолжалась пять дней подряд, было потеряно рулевое весло, а парус и хижину на палубе пришлось серьезно ремонтировать. За всё время плавания случилась лишь одна серьёзная потеря – во время одной из бурь упорхнул попугай.
В среднем ежедневно плот преодолевал расстояние около 80 км, лишь однажды был установлен «рекорд» - 130 км за сутки. Средняя скорость хода составляла 1,5 узла (2,8 км/ч).
Основной заботой по поддержанию технического состояния «Кон-Тики» был постоянный контроль узлов. Для этого членам экипажа необходимо было нырять под плот, что было опасно из-за часто появлявшихся акул, привлекаемых кровью разделанной пойманной рыбы.
На 93-й день плавания путешественники впервые увидели небольшие острова, заросшие кокосовыми пальмами. Течения принесли плот к островам Туамоту. Однако здесь возникала серьезная опасность разбиться о рифы. Поэтому причалить к берегу удалось только 7 августа, на 101-й день экспедиции. Конечным пунктом удивительного плавания стал коралловый атолл Рароиа. Общий путь, пройденный «Кон-Тики» составил 4300 морских миль (6980 км).
Островок оказался необитаемым, и путешественникам несколько дней пришлось провести в одиночестве, пока с соседнего острова на каноэ не приплыли местные жители, заметившие плот на берегу. В конечном итоге экипаж «Кон-Тики» был вывезен с Раройи французской шхуной «Тамара». Героический плот был взят на буксир. Позже его доставят в Осло, на родину Тура Хейердала, и установят в музее. Удивительно, но даже сейчас, по прошествии 75 лет, учёные утверждают, что плот можно спустить на воду и отправиться в новое путешествие.
Признание и отрицание
Успех экспедиции был поистине ошеломляющим. Шесть отважных людей во главе с Туром Хейердалом доказали возможность древних миграций людей из Южной Америки на острова Океании. На примитивном плавательном средстве, каким является плот, возможны длительные путешествия, даже через самый большой на планете океан. Обилие собиравшейся под плотом рыбы позволяло не только обеспечить себя пропитанием, но и решить проблему пресной воды. В ходе экспедиции также было опытным путём доказано, что кокосы и батат не могли быть перенесёнными водой в Полинезию, очевидно, что сюда из завезли на плотах. Путешествие представило научному миру множество гидрологических, метеорологических данных о природе Тихого океана, наблюдений о его обитателях. Так, например, была обнаружена живая змеиная макрель (Gempylus serpens), которую раньше удавалось изучать только по мёртвым особям, выброшенным на берег. Участники экспедиции выяснили, что макрель ведёт ночной образ жизни – поднимается на поверхность с приходом темноты и начинает охоту, днём же она уходит на глубину.
В течение всего плавания Тур Хейердал и его спутники снимали происходящее на кинокамеру. Созданный на основе этих съёмок фильм в 1952 году был удостоен премии «Оскар» как лучший документальный полнометражный фильм.
Настоящим бестселлером стала и написанная Туром Хейердалом после завершения плавания книга «Путешествие на «Кон-Тики». На норвежском языке она вышла в свет в 1948 году, а позже была переведена на 70 языков мира!
Однако в научном мире так и не приняли главный вывод экспедиции: возможность заселения Полинезии выходцами из Южной Америки. Антопологи по-прежнему отвергают версию Тура Хейердала и настаивают на «азиатской версии» происхождения коренного населения Океании. Подтверждением тому являются генетические исследования современного населения островов Полинезии: ДНК полинезийцев больше похожа на людей из Юго-Восточной Азии, чем на людей из Южной Америки. Эта версия подкрепляется разнообразными археологическими, лингвистическими, культурными данными. Антрополог Роберт Карл Саггс, например, заявил, что «теория Кон-Тики примерно также правдоподобна, как рассказы об Атлантиде… Как и большинство таких теорий, она представляет захватывающее легкое чтение, но как пример научного метода живет довольно плохо». Другой антрополог Уэйд Дэвис также критиковал теорию Хейердала, утверждая, что тот "игнорировал подавляющее количество лингвистических, этнографических и этноботанических свидетельств, дополненных сегодня генетическими и археологическими данными, указывающими на то, что он был явно неправ».
Гипотеза Тура Хейердала была признана псевдонаучной. Однако его целеустремленность, способность идти наперекор всем научным мнениям определённо заслуживает уважение. Путешествие на «Кон-Тики» доказало, что в мире нет ничего невозможного. Вопреки всему, команда из шести отчаянных романтиков смогла пересечь огромный Тихий океан на простом плоту. Даже спустя десятилетия, история этого плавания привлекает к себе внимание. Это подтверждает и успех художественного фильма «Кон-Тики» - совместного кинематографического проекта Норвегии, Дании, Германии, Швеции и Великобритании. В 2012 году этот фильм выдвигался на соискание премий «Оскар» и «Золотой глобус» в номинации «лучший фильм на иностранном языке».