Идеи летают повсюду. Нужно их только подхватывать. Но, увы, на пустое место они не садятся.
Что нужно сделать, чтобы идея возникла?
1) Иметь цель
Любую. Это может быть что угодно!
- Потребность высказаться — иногда просто для того, чтобы лучше сформулировать то, что витает в неопределенности, мучает, скребет... — здесь лучше писать в личном дневнике (не в блоге или соцсети на потребу "друзьям", а для себя), нежели создавать рассказ (его можно будет написать, когда мысли упорядочатся, оценки расставятся), это очень полезный навык писателя.
"Машка — дура" — это не рассказ и даже не пост. Просто эмоциональный выхлоп. Если сумеете сесть и написать список аргументов — отлично. Если таких наблюдений будет несколько ("Машка — дура", "Светка — сволочь", "Пашка — урод"...), и к каждому случаю сумеете написать хотя бы по 2-3 аргумента, то потом их можно будет объединить и построить отличную фигуру "дрянского" персонажа. Кстати, очень часто в жизни этот эмоциональный выхлоп заканчивается очень быстро, и через неделю вы и не вспомните, почему считали кого-то дурой, сволочью или уродом. Но! Ваши аргументы в блокноте останутся — отличная почва для богатых, полноценных персонажей!
- Поведать миру некую мысль или дать читателю полезный совет — здесь отлично подойдет блог или пост в соцсети. Ведь чтобы получился рассказ, эту мысль следует хорошенько "упаковать", создав для нее сюжет. Ну да, как всегда, Завязка — Действие — Развязка, а также Герой, Злодей, Помощник, Мир истории...
- Попасть в "обязон" с дедлайном — многочисленные марафоны и программы в соцсетях и на учебных платформах отлично помогают генерировать идеи по различным подсказкам (как сейчас это происходит на нашей летней программе короткого рассказа), а сопротивление организма ("сырая идея, потом подумаю") преодолевается неизбежным дедлайном (такая же ситуация в работе с издательствами — после того, как вы написали 2-3 романа, которые "выстрелили", от вас будут требовать продолжение в кратчайшие сроки).
- Довести до ума замысел, который "забуксовал" — бывает, что базовый сюжет уже давно крутится в голове, и даже написана уже какая-то часть произведения, но тут упираешься в стену и прошибить ее нет никаких сил — в этом случае нужно сказать себе: "любым путем нужно дописать черновик, а потом уже думать как его улучшить" (и обязательно поставить жесткий срок: "обязательно допишу черновик к такому-то числу"). Если еще не начали писать, то есть простой способ: написать короткий синопсис, потом развернутый, потом разбить на части и главы, потом набросать микро-синопсисы на каждую главу... и садиться писать!
2) Много читать
Если вы читаете мало, то ваш лексикон скуден, а сюжеты пусты.
Нет ни одного писателя, который бы сказал как в старом анекдоте: "я писатель, а не читатель".
Если вам такой вот "не читающий" попался, значит это не писатель, а, в лучшем случае, графоман.
Читать нужно хотя бы в 2-3 раза больше времени, чем вы стучите, набирая текст. На писанину сегодня у вас ушел час? Почитайте теперь пару часов!
Что читать? Что угодно — если это книги. Художка предпочтительней, но иногда можно и нонфикшн погрызть. Энциклопедии, журналы и статьи в интернете читать можно, если ищите факты и материалы для своего произведения.
3) Читайте и смотрите как профессионал
Есть хорошие фильмы и книги — классика. Пересмотрите их, отмечая важные детали — почему эта сцена поставлена здесь, как передаются чувства, много ли персонажи недоговаривают, но вам и так все понятно. Чем цепляют авторы? Почему оторваться невозможно? В какой момент вы начинаете скучать? Какие абзацы или страницы пролистываете, не читая? Как автор возвращает вас к тексту?...
4) Широкое общение и наблюдения
Если вы общаетесь только со своей семьей и узким кругом друзей и коллег, то шансов стать писателем у вас почти нет. Круг
Однако писатели частенько не любят общаться. Тогда у вас есть возможность стать наблюдателем.
Можно гулять, можно сесть на лавочку в парке или кафе, а то и просто в автобусе или метро — наблюдайте! Как люди ведут себя, как общаются, как спотыкаются... Какие бывают походки, как бы вы описали того или иного прохожего — смотрите, впитывайте и обязательно(!) облекайте свои наблюдения в слова.
Зайдя в магазин, посмотрите на товары. Вот этот конкретный вам лично не нужен. Но можно придумать историю о человеке, который пришел сюда за ним!
Подведу итог
Возможностей найти новую тему, разворот сюжета, обогатить его неожиданными для читателя характеристиками и поворотами — в ваших руках! Просто берите и делайте!
Мне нужно, например, просто поставить себе задачу. А потом сесть, перерыть всякие схемы и написать краткий синопсис, в котором есть начало, середина и конец истории (кто во что влип, что делал, чем дело закончилось). Ну а дальше уже фантазия фонтанирует и позволяет развернуть действие куда угодно, наполнить, насытить его... важно лишь не забыть, куда, к какой точке, какому состоянию нужно привести своего Главного Героя.
Примерчик
Вот открыла вКонтакте в середине июня группу "Пишу роман", чтобы там могли обитать те, кто работает над своими произведениями — ведь среди единомышленников писать проще. А потом решила, что тоже хочу написать что-нибудь за лето.
Промучавшись пару дней с кучей идей, ни за одну из которых мне брать не хотелось, я увидела свой сюжет, мир и героиню... во сне. Вернее, на той грани, которая разделяет явь и сон. И все! Проснувшись, я поняла, что вот она, идея, хочу, очень хочу ее расписать!...
Ура, черновик первой повести уже написан. Так что сейчас пишу вторую, уж очень увлеклась. Так что постов и статей сейчас будет мало, зато, надеюсь, к осени, будет уже готовая книжка!
А что нам писателям еще надо...