Найти тему

ОНИ НАЧИНАЛИ «АКВАРИУМ»

Сложись новейшая история по-другому, то в этом году группа «Аквариум» отметила бы свое 50-летие. Хотя Борис Гребенщиков, с которым в массовом сознании и ассоциируется эта группа, сказал, что «50 лет для группы – это нонсенс» и что на самом деле «Аквариуму» следует отмечать 5000 лет. Не будем спорить, ему, скорее всего, видней…

Книги, про "Аквариум", написанные музыкантами группы.
Книги, про "Аквариум", написанные музыкантами группы.

Удивительно в данной связи другое: про эту группу с полувековой (или многотысячелетней, если угодно) историей практически нет книг. При беглом поиске их не набирается и десятка. Из них особенно ценны воспоминания, тех кто был непосредственно причастен к истории группы. Два участника «золотого» состава выпустили свои воспоминания практически одновременно. Дюша Романов закончил свою книгу «История Аквариума. Книга флейтиста» в марте 1999 г. и чуть больше чем через год покинул этот бренный мир, так и не увидев первого издания. Последняя точка в книге Всеволода Гаккеля «Аквариум как способ ухода за теннисным кортом» была поставлена накануне миллениума, т.е. в декабре того же 1999 г. А книга Джорджа Гуницкого «Осторожно! Играет «Аквариум»!» - это сборник статей, эссе и интервью, охватывающих историю группы с 1986 г. по 2018 г. А еще в ней есть документальная повесть «Так начинался «Аквариум», рассказывающая про зарождение группы и заканчивающаяся практически в той же исторической точке, с которой начинают свое повествование об «Аквариуме» два предыдущих автора. Собственно из книги Гуницкого и взято сегодняшнее число, т.е. 6 июля, как день рождения «Аквариума», хотя сам автор говорит, что эта версия полуофициальная.

Авторы в своих книгах
Авторы в своих книгах

В итоге из этих трех книг и формируется наиболее полная и четкая картина того, что является группой «Аквариум». Вначале появилась «очень боевая убойная пара», «сильнейший в своем роде психоделический дуэт» Боб и Джордж. Хоть их и объединила музыка, но о том, что бы стать музыкантами они долгое время думали только на границах сознания. Они занимались другим: конструировали вокруг себя собственный мир, в который можно было бы убегать от реальности. И этот мир имел вполне конкретное место – остров Сент-Джордж. Не случайно этот самый остров (а еще ступени Инженерного замка) упоминают как место своего прихода в «Аквариум» как Дюша Романов, так и Сева Гаккель. Видимо, в этом месте Джорджу и предстояло передать некую духовную эстафету этим ребятам, призванным стать незыблемой составляющей будущей группы.

Складывается впечатление, что совмещение жизненных путей Дюши Романова, Всеволода Гаккеля, Михаила Фанштейна и Бориса Гребенщикова в одной точке было совсем не случайно. Джордж довольно подробно описывает, что в «Аквариуме» на его ранних этапах могли оказаться совсем другие музыканты. А почему и нет, если буквально по соседству от Боба и Джорджа жили Эдмунд Шклярский и Александр Розенбаум? Но, видимо, «Аквариум» уже тогда был группой со своей особой аурой и ей не нужны были просто музыканты. Ведь даже те инструменты, на которых играли Дюша (флейта) и Сева (виолончель), в то время не ассоциировались с рок-музыкой. Их звучание и придало «Аквариуму» ту необычную музыкальную гармонию, которой еще не было ни у кого. Хотя, Всеволод Гаккель на страницах своих воспоминаний и сетует на то, что на концертах его виолончели не было слышно, а из записей его вырезали.

Квартирник "Аквариума". Ленинград, 1986 г. Фото из книги Джорджа Гуникого
Квартирник "Аквариума". Ленинград, 1986 г. Фото из книги Джорджа Гуникого

Книги Романова и Гаккеля интересно читать параллельно. Описывают они, что естественно, одни и те же события, но порой совсем с разными эмоциональными оттенками. При этом зачастую дополняя друг друга. К примеру, если Всеволод просто упоминает про поездку девяти человек в «Запорожце» в Тбилиси, то Дюша подробно и весело описывает всё это «путешествие». Такие взаимодополнения и порой совсем разные оценки дают наиболее полное представление о том, чем же был «Аквариум» во время своего расцвета, т.е. в 1980-е годы.

Бесспорно, особая тема в истории любой группы – это гастроли. Музыканты живо описали путешествия автостопом и на поездах в Талин на мифические рок-фестивали. И уже вполне реальный рок-фестиваль в Тбилиси, после которого к «Аквариуму» и пришла всесоюзная известность. А ещё были невероятные открытие во время выступления в Монреале на международном форуме психиатров. В этих поездках музыканты открывали для себя мир и обогащали звучание группы новыми музыкальными рисунками. И если Дюша Романов больше внимания уделяет интересным событиям эти гастролей, то Всеволод Гаккель в большей степени показывает как эти поездки влияли на звучание «Аквариума» и взаимоотношения внутри него.

Фото группы из "Книги флейтиста"
Фото группы из "Книги флейтиста"

Это может показаться даже странным, но уже в тот период Романов и Гаккель четко чувствовали, что история группы будет не долгой. Текстах их книг наполнены ощущением того, что все это веселье не может продолжаться долго. Может быть, потому и в книге Гуницкого практически нет статей про группу периода 1980-х гг. Он, как один из основателей группы, то же наверняка понимал эту самую неизбежность скорого конца, а вернее перехода груупы в совсем другое состояние.

Финал наступил в тот момент, когда Борис Гребенщиков отправился на запись своих зарубежных альбомов. Ему оказались не нужны его музыканты, а его творчество без них оказалось не нужно слушателям. Со стороны может показаться, что Дюша и Всеволод продвигают эту мысль именно потому, что их оставили «за бортом». Но ведь и Джорд пытается разобраться в этой проблеме, причем спустя десятилетие после того как перестал существовать единый и целостный организм «Аквариума», а началась музыкальная деятельность БГ и постоянно меняющегося аккомпонимирующего ему состава.

Музыканты разных периодов. Фото из книги "Осторожно! Играет "Аквариум"!
Музыканты разных периодов. Фото из книги "Осторожно! Играет "Аквариум"!

Потому то, намного логичнее считать продолжением настоящего «Аквариума» группу «Трилистник», собранную Дюшей в 1989 г. Пусть Сева Гаккель в своей книге и относится к этому проекту довольно скептически, но он ярко показывает, что это намного лучше того, что делал все 1990-е Гребенщиков. Джордж Гуницкий более аккуратен в оценках, но и в его текстах чувствуется уважение к работам Дюши Романова.

В то же время Джордж старается еще больше раздвинуть горизонты «Аквариума». Не случайно в книге большое внимание занимают интервью с музыкантам разного периода существования группы: Алексеем Зубаревым, Александром Титовым, Борисом Рубекиным, Сергеем Щураковым, Евгением Губерманом, Олегом Сакмаровым, Маратом Айрапетяном, Андреем Суротдиновым, Александром Ляпиным. И уж было бы по меньшей мере странно обойтись без интервью с самим Борисом Гребенщиковым из разных десятилетий. Но и он в них предстает больше как один из многочисленных музыкантов, чем как идейный вдохновитель группы. Джордж умеет спросить о сути, потому все ответы получились живыми и существенными. Из них мы видим «Аквариум» совсем другой эпохи, совсем другой страны. Но по-прежнему находящий отклик у слушателя.

Авторы на фото из книги Дюши Романова
Авторы на фото из книги Дюши Романова

При этом, практически в каждом описании концерта, что в книге Джорджа, что в книге Севы проходит общая идея о том, что наибольший отклик находят песни, появившиеся в «золотой» период. Новое творчество БГ совсем не то, что-то из него ушло и нет живой искры. Наверное, люди стоящие у истоков группы понимали это намного острее, потому ощущение безысходности неизбежно возникает во время чтения этих книг.

В «Книге флейтиста» есть очень важный раздел, в котором люди, знавшие и любившие Дюшу, рассказывают о том, каким он был в жизни. Естественно, мало кто не вспоминает в этой связи и об «Аквариуме». Многие говорят о том, каким сплоченным и единым был «золотой» состав группы. Наиболее точную формулировку дал АК Троицкий: «Аквариум» походил на гармоничное живое существо, у которого БГ был мозгом, Сева – душой, Фан – телом, а Дюша – центром тепла и позитивных вибраций. Как этот орган называется? Сердце». Справедливо. Но забыл «мистер музыкальный критик» еще одну важную часть, которая делает человека человеком. Это совесть. И вот ей-то для группы и как раз являлся Джордж.

Эпизоды гастрольной жизни "Аквариума"
Эпизоды гастрольной жизни "Аквариума"

Он был тем, благодаря кому группа появилась. Но когда она стала полноценной, он отошел в сторону, но не растворился совсем. Он продолжал наблюдать за коллективом, в своих статьях давал оценку их деятельности, указывал на ошибки и недочеты. Прислушивался ли к нему БГ, которому хотелось, что бы группу ассоциировали только с ним? Не всегда. Но в любом организме у мозга и совести очень странные взаимоотношения.

Отсюда и вытекает один из парадоксов «Аквариума»: история группы закончена, хотя и продолжается уже 50 лет, «… но продолжается сложным путем и к конкретному творчеству Бориса Гребенщикова не имеет никакого отношения». Так пишет Дюша в эпилоге своей книги и, наверное, лучше не скажешь.

"Гребенщикова придумали исключительно советские средства массовой информации" (Дюша Романов)
"Гребенщикова придумали исключительно советские средства массовой информации" (Дюша Романов)

ПыСы. В книге Джорджа Гуницкого есть еще и его парадоксальные стихи, которые были дважды воплощены в проекте «Террариум». Это - тоже одна из реинкарнаций «Аквариума», причем довольно интересная. В чем-то эти стихи перекликаются и с поэзией Дюши, что представлены в «Книге флейтиста». Но думаю сравнение этого материала тема для совсем другого поста, в котором без рассмотрения стихотворного наследия БГ будет просто не обойтись. Потому вернемся к этой теме как ни будь в другой раз.