Однажды, в 2014 году, в рамках эксперимента проводилась дегустация изделия. Всего было предложено на пробу 6 различных вкусов. В результате после пробы изделие покупал каждый третий (33%). После этого количество вкусов решили увеличить до 24, ожидая, что продажи вырастут. Однако результат крайне удивил - всего 3% людей после пробы согласились на покупку. Но почему это так? Давайте разберемся.
Барри Шварц
-американский психолог. Его работа сосредоточена на пересечении психологии и экономики. В 2004 году издательством Harper Personal была опубликована его книга "Парадокс выбора", название которой говорит само за себя. В ней Барри Шварц выявил нечто интересное.
Парадокс выбора
Изобилие вариантов скорее парализует человека, сковывает его неопределенностью, чем предоставляет ему свободу выбора.
То есть куча возможностей заставляет человека столкнуться с большими трудностями как в момент выбора, так и после него. После сделанного выбора нас может беспокоить вопрос "А что, если бы я выбрал/выбрала другое?".
Есть 2 фактора, работающие на психологическом уровне, которые объясняют это явление:
1. Сожаление об упущенных возможностях
Чем больше альтернатив, тем больше причин сомневаться в том, что ваш выбор хорош. Это так, даже если вы купили, как вы считали на тот момент, наиболее оптимальный вариант.
2. Завышенные ожидания
Чем больше вариантов нам предлагают, тем выше у нас требования. Теперь мы ищем не просто продукт, а идеальный продукт.
Завышенные ожидания и страх упущенных возможностей преследуют нас каждый день. Современная жизнь доверху набита микрорешениями, каждое из которых требует усилий, времени и силы воли.
Научная работа Роя Баумейстера "Истощение эго"
В 2004 году Рой Баумейстер обнаружил эмоциональный эффект, который назвал "Истощение эго":
Каждый раз, когда вы проявляете силу воли, отказываясь от одного в пользу другого, она тратится.
Рой выяснил, что воля - ограниченный ресурс. Чем чаще мы принимаем решения, тем меньше ее становится, и тем больше мы устаем и раздражаемся, становясь импульсивными или же впадая в ступор. Мы оказываемся в ситуации, когда выбор не предоставляет больше возможностей, а оказывает давление.
В заключение хочется отметить, что не столь важен большой выбор в рутинных мелочах, нежели в действительно весомых и важных решениях, от которых будет зависеть нечто большее, чем просто то, что вы наденете сегодня перед походом в магазин.
Удачи:)