Найти тему
Image of The World

Большой выбор - ловушка разнообразия. "Парадокс выбора" Барри Шварца

Оглавление

Однажды, в 2014 году, в рамках эксперимента проводилась дегустация изделия. Всего было предложено на пробу 6 различных вкусов. В результате после пробы изделие покупал каждый третий (33%). После этого количество вкусов решили увеличить до 24, ожидая, что продажи вырастут. Однако результат крайне удивил - всего 3% людей после пробы согласились на покупку. Но почему это так? Давайте разберемся.

Барри Шварц

-американский психолог. Его работа сосредоточена на пересечении психологии и экономики. В 2004 году издательством Harper Personal была опубликована его книга "Парадокс выбора", название которой говорит само за себя. В ней Барри Шварц выявил нечто интересное.

Барри Шварц
Барри Шварц

Парадокс выбора

Изобилие вариантов скорее парализует человека, сковывает его неопределенностью, чем предоставляет ему свободу выбора.

То есть куча возможностей заставляет человека столкнуться с большими трудностями как в момент выбора, так и после него. После сделанного выбора нас может беспокоить вопрос "А что, если бы я выбрал/выбрала другое?".

Есть 2 фактора, работающие на психологическом уровне, которые объясняют это явление:

1. Сожаление об упущенных возможностях

Чем больше альтернатив, тем больше причин сомневаться в том, что ваш выбор хорош. Это так, даже если вы купили, как вы считали на тот момент, наиболее оптимальный вариант.

2. Завышенные ожидания

Чем больше вариантов нам предлагают, тем выше у нас требования. Теперь мы ищем не просто продукт, а идеальный продукт.

-3

Завышенные ожидания и страх упущенных возможностей преследуют нас каждый день. Современная жизнь доверху набита микрорешениями, каждое из которых требует усилий, времени и силы воли.

Научная работа Роя Баумейстера "Истощение эго"

В 2004 году Рой Баумейстер обнаружил эмоциональный эффект, который назвал "Истощение эго":

Каждый раз, когда вы проявляете силу воли, отказываясь от одного в пользу другого, она тратится.

Рой выяснил, что воля - ограниченный ресурс. Чем чаще мы принимаем решения, тем меньше ее становится, и тем больше мы устаем и раздражаемся, становясь импульсивными или же впадая в ступор. Мы оказываемся в ситуации, когда выбор не предоставляет больше возможностей, а оказывает давление.

-4

В заключение хочется отметить, что не столь важен большой выбор в рутинных мелочах, нежели в действительно весомых и важных решениях, от которых будет зависеть нечто большее, чем просто то, что вы наденете сегодня перед походом в магазин.

Удачи:)