Урок: математика
Тема: Построение прямой линии, проходящей через одну, две точки.
Цель: формирование представлений обучающихся о геометрических фигурах: точка, прямая линия.
Задачи:
- знакомить с геометрическими формами: точка, прямая линия, с линейкой как чертёжным инструментом; формировать умение пользоваться линейкой, чертить прямую через одну, две точки;
- развивать умения слушать и понимать учителя, выполнять речевые инструкции;
- воспитывать аккуратность при работе в тетради и на доске.
Ход урока.
Организационный момент.
Настрой обучающихся на работу.
Подготовка обучающихся к работе.
Работа по календарю природы.
- Какой сейчас урок? Чему мы учимся на уроке математики? (Считать, решать примеры).
- Ещё мы изучаем геометрические фигуры.
- Какие геометрические фигуры вам уже знакомы? (квадрат, круг, треугольник, овал)
- Сегодня на уроке математики мы будем говорить о геометрических фигурах, которые называются точка и прямая. Будем учиться чертить прямую через одну, две точки с помощью линейки.
На уроке нужно быть внимательным и старательным, тогда можно многому научиться и многое узнать.
Сообщение нового материала.
- Чтобы узнать, кто нам будет помогать на уроке, предлагаю отгадать загадку.
Пишет он, когда диктуют,
Он и чертит и рисует,
А сегодня вечерком
Он раскрасит мне альбом.
(Карандаш)
- Карандаш ткнул «носом» в лист бумаги. Что же получилось? (Точка).
- Смотрите, какой он хулиган, наставил столько точек.
- Ребята, скажите, сколько точек поставил карандаш?
Устный счет до 6.
Работа в тетради.
- Проставьте в тетради шесть точек. Внимательно посмотрите, как поставлены точки. Через клетку.
- Наш карандаш умеет считать до шести: 1 2 3 4 5 6. Хоровой счет.
- Под каждой точкой напишите цифру, какая по счету каждая точка.
Первая, вторая, третья, четвертая, пятая, шестая.
- Карандаш умеет считать и обратно /обратный счет/ 6 5 4 3 2 1.
- Посмотрите, ни одной точки не осталось.
- Какой цифрой в математике называем, когда ничего не остается? (0).
- Молодцы, замечательно справились с заданием. И какую геометрическую фигуру мы чертили и считали? (Точку).
Работа по учебнику.
- Сейчас мы с вами будем чертить прямые линии. Открываем учебник, стр. 28.
Задание №1. Рассмотри рисунки. Прямую линию чертят с помощью линейки. Возьми линейку и карандаш. Начерти с помощью линейки несколько прямых линий в разных положениях.
- Карандаш предлагает нам поиграть. Возьмите красный карандаш. Поставьте в тетради две точки. Соедините их. Что вы начертили? (Линию).
- Какая она: кривая или прямая? (Кривая).
- Правильно у нас получилась кривая линия, проведенная через две точки. А нам нужно учиться проводить прямую линию через две точки. Какой инструмент нужен, чтобы провести прямую линию? (Линейка).
- Поставьте еще две точки. Проведите через точки прямую линию с помощью линейки. Посмотрите, что у вас получилось. /потренироваться еще два-три раза/
- Посмотрите, как нужно чертить.
- Ребята, какая линия у вас получилась? (прямая).
- Сколько линий мы провели через две точки? (Одну).
- Через две точки можно провести только одну прямую линию.
Повторить правило хором.
- Через две точки можно провести только одну прямую линию.
- А вот задание сложнее. Поставим одну точку. Можно синего цвета. Попробуйте, через эту точку провести прямую.
- Можно провести еще прямую через эту точку? А еще одну прямую? Сколько можно провести прямых через одну точку?
- Через одну точку можно провести множество прямых.
Повторить правило хором.
Физкультминутка.
Закрепление.
Игра: «Угадай, какая линия».
- Предлагаю вам поиграть с веревочкой. /По парам за партами, дети держат веревку за концы/.
- Натяните ленточку. Какая у вас получилась линия? Прямая или кривая?
- А теперь бросьте веревочку на парту. Какая линия получилась? (Кривая).
- Правильно. Кривую линию мы с вами будем изучать на других уроках.
Работа по карточкам.
- Вот мы и отдохнули. У Карандаша есть карточки. Что на них начерчено? (Точки).
- Какие точки? (Синие и красные).
- Правильно. Через одну синюю точку проведите несколько прямых линий, а через две красные точки проведите только одну прямую. Будьте внимательными, на карточке несколько синих и несколько красных точек.
Подведение итогов.
- О чем мы с вами говорили на уроке? Какие геометрические фигуры изучали? (точка и прямая). Просмотреть работы детей оценить работу каждого ученика.
- Какие узнали правила? (Через две точки можно провести только одну прямую линию. Через одну точку можно провести много прямых линий).
- Вам понравился урок?
- Что было для вас сложным, непонятным?