Найти тему
Кадыкчанский заметил

Человечество из детских штанишек уже выросло

Бывают люди любознательные, бывают — не очень. Но существуют и такие, которых вообще ничего не интересует, кроме собственного благополучия. Почему так? Почему же мы настолько сильно отличаемся друг от друга? Не одну сотню лет учёные ищут ответ на этот вопрос, причём чаще всего они пытаются найти отличия и на их основе — закономерности — в антропологии.

Когда выяснилось, что у всех людей внутри всё устроено одинаково, исследователи начали искать разницу в составе крови людей всех возрастов, рас и т. п., строении внутренних органов, в первую очередь головного мозга, а позднее — в генетике. И отличия такие, хоть и незначительные, действительно были обнаружены. Вот только устойчивых связей между такими отличиями и разницей в поведении их носителей не выявлено до сих пор.

Очевидно, что ответ необходимо искать в иной области, вероятно, в той, на которую наложена монополия религий и эзотерики. Вполне может быть, что изучать необходимо нечто нематериальное, то, что относят к таким понятиям, как дух, душа, сознание, личность… Но как применить критерии научности получаемых знаний о душе, если материальных подтверждений, годных для фиксации, невозможно получить имеющимися на вооружении человека средствами?

На сегодняшний день — никак. Всё, что нам остаётся, — так это продолжать поиски, которые были начаты ещё нашими пращурами, но до сих пор не дали значимых результатов, позволяющих иметь надежду на то, что хотя бы на один шаг мы продвинемся в этом деле в обозримом будущем.

Означает ли это, что до тех пор, пока не произойдёт прорыв в освоении этой отрасли знаний, мы не должны обращать внимания на явления, которые объективно существуют, хотя и не признаны наукой? Разумеется, нет. Мы, не дожидаясь открытий науки, ежедневно используем закономерности, считающиеся «научно не обоснованными». Причём вполне успешно.

Например. Человек оказался в ситуации, когда у него нет нужды заниматься насущными делами и он может себе позволить заняться самообразованием. Он начинает читать книги, но не дочитывает их. Затем смотрит фильмы, но не досматривает их. Ничего его не удивляет, не вызывает энтузиазма и не подвигает к поглощению новой информации. Почему так происходит?

Самый простой ответ на этот вопрос приходит на ум каждому: этот человек ленив и пассивен, и его попросту ничего не интересует. Но такой ответ является неполным, поскольку не позволяет обосновать причины того, почему человек стал именно таким. Главное, что здесь необходимо выяснить: суть явления, в основе которого лежит описанное состояние человека. Иначе крайне сложно определить, каким путём можно сложившуюся ситуацию изменить на пользу себе и окружающим.

Поэтому необходимо дать определение каждой из вероятных причин и отыскать среди них ту, которая является основной. В данном примере это может быть:

— Особая морально-психологическая организация индивида, тесно связанная с культурными традициями, являющимися привычными для него. То есть, возможно, человек даже не ведает о том, что можно жить как-то иначе, потому что он вырос и стал зрелым в среде, в которой знания и процесс самообразования не являлись сколь-нибудь значимой ценностью. Такие люди просто не ценят того, что является величайшим богатством для других, чья личность сформировалась в иной культурной среде.

— Второй причиной отсутствия интереса к поступающей извне информации может быть её качество. Отсюда следует два вывода:

1. Либо человек, условно говоря, «не дорос» до уровня такой информации, т. е. она для него кажется непонятной, сложной и потому бессмысленной и бесполезной.

2. Либо, наоборот, то, что читает и смотрит с экрана человек, давным-давно уже является для него пройденным этапом, уроком, выученным много лет назад.

В качестве упрощённого примера можно обратиться к следующим вариантам развития событий:

— Первоклассник, оказавшись на уроке физики в десятом классе, будет ёрзать на стуле, зевать и ожидать скорейшего завершения занятия, на котором он практически не слышит знакомых ему слов. Здесь всё для него скучно и неинтересно, потому что он ничего не понимает из того полезного объёма информации, который доносит до десятиклассников учитель.

— Десятиклассник, который окажется на уроке математике в первом классе, с трудом высидит 45 минут, потому что для него не имеет никакой ценности информация, которая уже десять лет как является рутиной.

Как можно использовать во благо понимание того, о чём сказано выше? Наверное, в первую очередь оно кому-то поможет разобраться в самом себе.

Если вам интересно то, о чём говорят известные люди, и это не связано с обсуждением личной жизни популярного актёра или жены знаменитого футболиста, то это хорошо. Значит, ваш уровень развития значительно выше тех, кто считает допустимым использование вопросов типа: «Чё, самый умный, что ли?»

Для кого этот тезис показался не слишком понятным, поясню: во времена СССР был популярен следующий анекдот:

В троллейбусе едут доцент с кожаным портфелем под мышкой и тунеядец с авоськой, полной пустых бутылок из-под портвейна. Давка. Доцент обращается к тунеядцу и, передавая монетку, просит:

— Извините, пожалуйста, не будете ли Вы так любезны передать в кассу на билетик?
— Чёёё? Интеллигент, чё ли?
— Ну что Вы, что Вы! Нет, конечно, такое же быдло, как и Вы…

Иными словами, сам собой напрашивается вывод о том, что главнейшим мотивирующим к самосовершенствованию фактором является наличие потребности, а главное — готовности человека, или, если угодно, высокой степени его образованности и уровня культуры, которые позволяют ему перейти на более высокую ступень развития.

Вящей убедительности ради можно обратиться ещё к одной народной поговорке:

Кто служил в Советской армии (читай: познал мир), тот в цирке не смеётся.

А вот теперь, я надеюсь, со мной уже согласятся многие. Взрослые люди потому и не испытывают восторга от чтения детских сказок, что уже очень много повидали и очень много знают об устройстве мира. Им не интересно читать о том, что для детей является откровением и открытием вселенского масштаба.

И если в этом вы со мной согласны, тогда мне уже не составит труда объяснить смысл значения заголовка статьи: «Человечество из детских штанишек уже выросло».

Многими давно уже замечено сходство процессов, характерных как для индивида или микросоциума, так и для макросоциума, включая целые цивилизации. Человечество в своём развитии проходит все те же стадии, что и отдельный его член: зачатие, рождение, младенчество, детство, отрочество, юность, зрелость, старость и, скорее всего, гибель когда-нибудь либо коренное изменение и переход в новую стадию, как это бывает, например, у насекомых, рыб и т. п.

Сейчас, прямо на наших глазах, наша цивилизация демонстрирует как раз таки признаки перехода от детства к отрочеству. Подростка неизбежно на определённом этапе перестаёт интересовать то, что являлось его «Вселенной» в период детства или младенчества.

Рано или поздно ребёнку становятся скучными игры с матрёшками, деревянными кубиками, рисование цветными карандашами и чтение взрослыми сказки про трёх поросят. Выйдя из детского возраста, подросток начинает проявлять интерес к велосипеду, конькам, электронике и книжкам про мушкетёров. Согласны?

А как вы думаете, почему внезапно (по историческим меркам) нынешняя молодёжь перестала испытывать восторг от тех вещей, которые всецело поглощали в их возрасте представителей поколения тех, кому сейчас за пятьдесят? Почему нынешние подростки и юноши практически абсолютно равнодушны к музыке, кино, спорту и т. д? Вы можете представить сейчас, что те, кому сейчас от 14 до 25, штурмуют билетные кассы стадиона, чтобы оказаться на концерте или спортивном матче своих кумиров? Нет?

И правильно! Такого уже не будет никогда, потому что наша цивилизация повзрослела и переходит на новую ступень развития. Не только молодёжь, но и люди зрелого возраста всё чаще и чаще демонстрирую если не раздражение, то безразличие к тем инструментам воздействия на массы, которые безраздельно владели их умами и душами ещё несколько десятков лет назад.

Они выросли. Вот ответ. Выросли духовно, интеллектуально и плавно и незаметно влились в новый культурный поток, в котором уже почти не осталось места тем явлениям, кои являлись массовыми регуляторами сознания и поведения толп в недавнем прошлом. Люди, повзрослев, начинают испытывать уже не просто скуку, но отторжение на подсознательном уровне ко всему, что вторгается в их мозг. К тому, что оказывает внешнее влияние на ход их мыслей и навязывает чужую волю в предпочтениях.

Мы все стали более зрелыми и уже не признаём психологического диктата, каковым по факту является масс-культура. Нас смешит и часто раздражает то, что в недалёком прошлом подчиняло. Мы больше не воспринимаем всерьёз игру актёров кино, изображающих злодеев и героев. Мы уже знаем наперёд, что будет происходить на сцене, где резвится коллектив рок-группы, причём видим всю фальшь их игры.

Только младенец рад обманываться и предпочитает верить в существование Снегурочки и Деда Мороза. Отрок уже прекрасно осознаёт, что их роли играют воспитатели, учителя и нанятые за деньги актёры. И это цинизм, конечно, но здоровый, созидательный цинизм, который не оставляет шансов на главенство религий и идеологий. Да, такие процессы взросления цивилизации не бывают равномерными в пространстве и времени, но мы их наблюдаем уже столь явственно, что просто не имеем права игнорировать.

И поскольку мы выросли из детских штанишек, то и вести себя обязаны соответствующим образом: быть снисходительными к тем своим близким, которые ещё продолжают пребывать во младенчестве или детстве и всё ещё верят в сказки и не возражают против постороннего вмешательства в их умы и сердца с помощью музыки и лицедейства.

Давайте быть по-настоящему взрослыми и с пониманием относиться к заблуждениям и слабостям наших «братьев меньших». Мудрость не умеет злиться. Мудрость всепрощающа и потому сильна.

П. С. В том случае, если вы сейчас испытали негативные чувства к автору, то это означает, что лучше ещё немного подождать с высказыванием критики. Пройдёт какое-то время, и тогда станет ясно, в чём я ошибался, а в чём оказался прав.

Судрома, 10.06.22