Найти в Дзене
ДЕВЯТЫЙ ВАЛ

Почему «Черный квадрат» Малевича - это главная картина 20 века?

«Когда исчезнет привычка сознания видеть в картинах изображение уголков природы, мадонн и бесстыжих Венер, тогда только увидим чисто живописное произведение» © К. Малевич. Что же мы видим, товарищи? Видим мы, товарищи, квадрат. Но квадрат этот необыкновенный! Есть в нем некие особенности. Давайте же скорее разбираться! Глава 1. "Он не черный и не квадратный!" Малевич не писал квадрат, используя одну банку с краской. То, что мы видим - это три разных цвета: Помимо этого Малевич добавил в краску мел. Так он избавился от бликов на картине, а цвет квадрата стал глубже. Может показаться, что квадрат ровный. Но стоит вам подойти к картине с линейкой и измерить стороны с углами, и вы обнаружите, что это уже не такой уж и квадрат. Углы там не по 90 градусов. Помимо этого, стороны квадрата неровные. Но подождите ругать художника. Малевич сделал это намерено. Он хотел создать подвижную форму. Изначально это был четыр
Оглавление
«Когда исчезнет привычка сознания видеть в картинах изображение уголков природы, мадонн и бесстыжих Венер, тогда только увидим чисто живописное произведение» © К. Малевич.

  • Предмет моей лекции – прекрасный черный квадрат Малевича. Что такое, товарищи, квадрат и почему, товарищи, он черный?
  • Квадрат, товарищи, – это геометрическая фигура. А почему, товарищи, он черный? Черный, товарищи, – потому, что иного цвета быть не могло!
-2

Что же мы видим, товарищи?

Видим мы, товарищи, квадрат. Но квадрат этот необыкновенный! Есть в нем некие особенности. Давайте же скорее разбираться!

Глава 1. "Он не черный и не квадратный!"

Малевич не писал квадрат, используя одну банку с краской. То, что мы видим - это три разных цвета:

  • Цвет, полученный из жженой кости
  • Черная охра
  • Арсенид меди ― темно‑зелёный пигмент
Помимо этого Малевич добавил в краску мел. Так он избавился от бликов на картине, а цвет квадрата стал глубже.
В наше время все гораздо проще - есть краски с имитацией. И ничего жечь не надо!
В наше время все гораздо проще - есть краски с имитацией. И ничего жечь не надо!

Может показаться, что квадрат ровный. Но стоит вам подойти к картине с линейкой и измерить стороны с углами, и вы обнаружите, что это уже не такой уж и квадрат. Углы там не по 90 градусов. Помимо этого, стороны квадрата неровные.

Но подождите ругать художника. Малевич сделал это намерено. Он хотел создать подвижную форму. Изначально это был четырехугольник, а не квадрат!
фрагмент картины К. Малевича - «Черный квадрат»
фрагмент картины К. Малевича - «Черный квадрат»

Глава 2. "Под квадратом есть еще кое-что."

Если вы решите посетить Третьяковскую галерею, то увидите, что картина значительно покрылась трещинами. И тут самое интересное! Трещины эти разноцветные.

  • Третьяковская галерея в 2015, совместно с горячими испанцами, провели исследование. С помощью рентгеноскопии они выяснили, что под квадратом скрываются два других цветных изображения.
Рентгеноскопия — метод рентгенологического исследования, при котором изображение объекта получают на светящемся экране.
Цветные трещины на картине К. Малевича -  «Черный квадрат»
Цветные трещины на картине К. Малевича - «Черный квадрат»

Глава 3. "Почему это шедевр, товарищи?"

  • Квадрат - не совсем квадрат и не совсем черный. Отлично! Еще под ним 2 каких-то изображения Малевича. Прекрасно! Почему это шедевр???
  • А дело вот в чем. На дворе у нас начало 20 века. Прошло время всех европейских классиков. Всевозможные Мадонны, «Мона Лиза» и «Тайная вечеря» - все это уже давно написано. Всю природу уже написали Шишкин, Саврасов и Левитан. Исторические полотна давно готовы Репиным, Суриковым и Верещагиным. И так везде!
И. Левитан – «Тихая обитель» (1890 г.)
И. Левитан – «Тихая обитель» (1890 г.)
  • И что же получается - искусство закончилось? Все что можно было уже написали? Что делать новым художникам?
  • Вот тут на арену и выходит Казимир Малевич. Он забывает обо всем, что было раньше и создает новый жанр «супрематизм». Это новая ветвь развития искусства и новое дыхание для художников.
«О живописи в супрематизме не может быть и речи, живопись давно изжита, и сам художник — предрассудок прошлого». © К. Малевич.
К. Малевич -  «Супрематизм» (1917 г.)
К. Малевич - «Супрематизм» (1917 г.)

Супрематизм - это примерно вот такое. Геометрические фигуры разной формы и разных размеров, находящиеся в динамическом движении.

«Черный квадрат» стал первым произведением в этом жанре. Он разделил искусство на до и после. У новых художников появилось средство для самовыражения.

Глава 4. "Я нарисую не хуже."

Так нарисуй! Только навряд ли кто-то будет этим восхищаться и покупать за баснословные деньги.

  • Картина - это не просто квадрат, закрашенный черной краской. Это целая жизнь и история. Мазки различных размеров и направлений. Целый ряд интересных предположений о значении картины. Шикарное представление полотна публике Малевичем.
  • В конце концов, это начало нового направления в искусстве!
-8
Малевич не считал себя художником и не заботился о том, что подумают люди о его работах. У него не было грандиозных целей на улучшение мира, посредством своих картин. Он просто делал что хотел и вывел искусство на новый, недосягаемый ранее, уровень.

  • Теперь то «Черный квадрат» Малевича - шедевр?
  • Понравилась статья - почему бы не подписаться на канал и поставить лайк? (ЭТО БЕСПЛАТНО!!!). Статьи выходят каждый день - вы не заскучаете!
  • Всем мир!