Найти в Дзене
Книги. Издательство АСТ

Юрий Сотник: некоторые факты о хорошем советском прозаике

В мае родился замечательный детский писатель, который, возможно, сподвиг кого-то из читающих эти строки на подростковые хулиганства. Все началось с придуманного четырёхклассником Юрой рассказа о котёнке, который жил в коммуналке. Это был конкурс на лучший рассказ, который проводился в школе. 10-летний мальчик сочинил историю, которую изложил в виде дневника от лица животного. Тогда же он поинтересовался у мамы, можно ли как-нибудь зарабатывать написанием таких рассказов. Елена Степановна примерно объяснила сыну кто такие писатели. В этот момент, весьма вероятно, и родился будущий замечательный русский прозаик. Повезло Юре и со школой: учитель Иван Иванович Зеленцов вместо обычных скучных уроков литературы на примерах из классики рассказывал детям о психологии человека и том, какими методами писатели оживляют придуманные образы в головах читателей. Благодаря этому человеку добрая часть класса позже пошла «по гуманитарной линии». Юному писателю эти знания очень пригодились, и когда в
Оглавление

В мае родился замечательный детский писатель, который, возможно, сподвиг кого-то из читающих эти строки на подростковые хулиганства.

Все началось с придуманного четырёхклассником Юрой рассказа о котёнке, который жил в коммуналке. Это был конкурс на лучший рассказ, который проводился в школе. 10-летний мальчик сочинил историю, которую изложил в виде дневника от лица животного.

Тогда же он поинтересовался у мамы, можно ли как-нибудь зарабатывать написанием таких рассказов. Елена Степановна примерно объяснила сыну кто такие писатели. В этот момент, весьма вероятно, и родился будущий замечательный русский прозаик.

Повезло Юре и со школой: учитель Иван Иванович Зеленцов вместо обычных скучных уроков литературы на примерах из классики рассказывал детям о психологии человека и том, какими методами писатели оживляют придуманные образы в головах читателей. Благодаря этому человеку добрая часть класса позже пошла «по гуманитарной линии».

Юному писателю эти знания очень пригодились, и когда в техникум его не взяли, он сразу же после школы ринулся в пучину литературного сочинительства.

Первый же написанный им рассказ «Васька-клоп» приняли в газету «Безбожник». Этот текст — целиком продукт того непростого времени, 30-х годов. В нем имелось все, что нужно: трафаретный герой-колхозник и два злодея, поп да кулак.

Некоторое время первоначальный успех «Васьки-клопа» больше не повторялся, хотя юноша исправно слал в газету рассказ за рассказом. Тогда для заработка Юрий принялся писать для детских журналов. Тут тоже имело место несколько публикаций, но через некоторое время парень понял, что для настоящего писательства ему полезно поднакопить жизненного опыта.

-2

И тогда для начинающего прозаика Юры Сотника начался длившийся несколько лет период странствий.

Чего он только не делал: путешествовал под вагоном поезда из Москвы в Ленинград, побывал на Кольском полуострове, трудился фотолаборантом и даже отправился в Сибирь, где работал сплавщиком на реке Лене. Когда же вернулся, то осознал, что все, что он писал ранее, было совсем не серьезно — пора браться за дело, вооружившись новым опытом!

-3
-4

Последующие свои работы Юрий писал уже более зрелым языком и стилем. Однако в следующем рассказе использовал все тот же полюбившийся ему с «Васьки» сюжетный ход — трагическая смерть главного героя.

-5

А дальше кто-то из чуть более маститых писателей посоветовал парню не выдумывать сюжеты из головы, а рассказывать о своём детстве. Юрию эта идея пришлась по вкусу и именно на ниве подростковой прозы он стал известен масовому советскому читателю.

Повесть ««Архимед» Вовки Грушина», в которой писатель рассказал, как он в детстве хотел построить подводную лодку, опубликовали в большом всесоюзном журнале «Пионер» (1939). А через несколько лет она вышла отдельной книгой.

С этой публикации начался отсчет Юрия Сотника — детского писателя. Герои его текстов с этого момента стали более «живыми». Он долго прорабатывал каждый образ, смешивая в них черты реальных мальчишек и девчонок, с которыми дружил в детстве. Позже от читателей даже приходили письма с просьбой дать адрес вымышленного Вовки Грушина или Машки Самбо.

-7

Вот как сам писатель рассказывает о работе над своими персонажами:

Скажем, я недавно познакомился с мальчиком, который не переставая говорил о ракетах, при этом солидно покашливал и крутил от волнения пуговицу на своей курточке. Или видел девочку, которая через каждые пять минут причёсывала свою чёлку и смотрелась в зеркальце. Я всё это запомнил. А потом начинаю писать книжку о фантастических приключениях мальчика и девочки. И, чтобы хорошо представить себе этих ребят, я пишу, как мальчик крутит пуговицу, а девочка постоянно смотрится в зеркальце.

Давайте вспомним еще несколько текстов, где живут сотниковские персонажи-дети.

«Приключение не удалось»

Федя Капустин, ученик 6-го класса, твёрдо решил бежать на север, потому что хочет стать великим исследователем. Он рассказывает про побег однокласснице Натке. Девочка обещает сохранить тайну. На утро мальчик приходит в школу подготовленный, у него с собой новенький фотоаппарат, однако неприятная неожиданность портит все планы будущего путешественника.

-8

«Как я был самостоятельным»

Кто из нас в детстве хоть на денёк не мечтал остаться одному дома? Жить целый день, никому не подчиняясь. Никаких правил — делай что хочешь.

-9

Родители десятилетнего Алеши Тучкова исполнили это желание сына и оставили его в одиночестве на целый день. А сами уехали на дачу к друзьям. Проснувшись, мальчик чувствует пьянящий вкус свободы, но планы на день серьёзные: натереть пол, решить 20 примеров, вечером подогреть ужин для родителей и написать записку с пожеланиями «приятного аппетита».

-10

Вот только на деле все идет не по плану. Встретив во дворе подругу Аглаю, которая ищет место для репетиции спектакля, мальчик жертвует квартиру молодым актерам. Это решение приводит к балагану в доме. Здесь воцаряется кавардак, эпицентром которого становится живой козел. На его крики которого сбегаются все соседи и вовремя приехавшие родители Леши.

«На тебя вся надежда»

В этот раз родители Леши учли прежний опыт и оставили его с тетей Соней. Мама и папа отправляются в путешествие на байдарках, а бедного мальчика начинают «дрессировать». Тетя Соня (по примеру домомучительницы фреккен Бокк) придумывает чёткий распорядок дня, а когда Лёша бунтует, оставляет его без еды.

Мальчик берет с собой немного краденого провианта, книжку «Тома Сойера» и бежит из дома. Великодушные друзья селят его в пустую квартиру, хозяева которой уехали на дачу. Также они решили, что тете Соне нужно поставить жёсткий ультиматум. Вот только пока они относили письмо с ним адресату, Лёшу случайно закрыл в квартире папа одного из друзей...

-12

Кому-то из прочитавших удалось вспомнить детство? Напишите в комментариях воспоминания, связанные у вас с текстами этого писателя.

Спасибо, что добрались до этого места. Если чтение вам понравилось или показалось полезным, то ставьте лайк и подписывайтесь на наш канал. Это поможет алгоритмам Яндекса показывать вам больше материалов на близкие темы.