Найти в Дзене
Metalogeddoncult

ЗАБЕГ ПО КЛАССИКЕ #4 - ИСЦЕЛЕНИЕ ОГНЁМ, МЕТАЛИЗИРОВАННЫЙ ХАРДКОР И ЖИВОТНЫЙ ИНСТИНКТ. MASTODON - REMISSION 20 ЛЕТ!

Оглавление

Burn your game plan!

Sludge Metal/Progressive Metal/Metallic Hardcore

Change, stand, grow - things that you'll never be!

ВВЕДЕНИЕ

Пещерным здравствуйте! Май этого года закончился знаменательной датой: в субботу 28 мая родился дебютник одной из величайших метал-команд 21 века и определяющей современный жанр прога, дебютник группы, заставившей меня полюбить метал-музыку, но это и последний альбом в их дискографии, в который я въехал. Да, это Mastodon (или в народе Мастодон), четвёрка южных горячих парней, являющихся моей самой любимой группой уже на протяжении четвёртого года, о которых я могу говорить крайне долго и крайне много, чья дискография мне нравится от и до, и 2002 отметился их дебютником "Ремиссией". В данной статье мы затронем ранние годы коллектива с 2000 по 2002-й, разберём материал, предшествующий этому альбому и саму работу.

Слушатели Mastodon делятся на 2 когорты: любители ранних Мастодонтов лейбла Relapse Records + альбом Crack The Skye (одна из вершин в прог-метале 2000-х, ставший пиком их карьеры и вышедший на Warner Music) и новая фанбаза, пришедшая с нового, мейнстримного витка в развитии The Hunter 2011-го, открывшем второе десятилетие их существования и почему-то признанным самым слабым в их каталоге (с чем я категорически не согласен). Но я оказался между двух огней, при этом в 2019-м особенно гоняя Leviathan, Blood Mountain и Crack The Skye (и The Hunter уже позже). Мне нравится дифференциация у группы (именно поэтому она не может надоесть, поскольку всегда есть неоткрытая деталь в механизме, активно двигающемуся 22-й год): люди могут орать как оголтелые звери, могут сделать концептуальный гибридный прог-сладж-шедевр, двойной альбом, состоящий почти полностью из баллад, облегчить своё звучание, делая вклад в альтернативу, и уйти в мейнстрим, при этом не становясь откровенной попсой (привет, Opeth 2010-х).

Что же до Remission, то это мой первый альбом в стилистическом направлении сладжа, которое имеет свои ветви: можно сделать тягучий сладж-дум, добавить техничности и получить прог-сладж, ускорить ритм и уровень бешенства и получить сладж с хардкорным подходом к сонграйтингу. Команда попробовала 2 пути: Remission назвать прог-сладжем я не могу, поскольку пусть он и техничен, но более хаотичный, метающийся в разные стороны. Полноценным прог-сладжем я могу назвать последующий Leviathan 2004-го года. А въехать оказалось сложнее из-за того, что альбом неподготовленному слушателю может показаться действительно страшным. Однако, со временем я осознал, что альбом дружелюбный и местами весёлый, но самое главное, исцеляющий и предоставляющий катарсис. Но обо всём по порядку.

DEMO И LIFESBLOOD (2000-2001)

Remission не стал самым страшным альбомом этих ранее суровых и пугающих парней, прелюдией послужила демка 2000-го ещё без сэмплов и полноценный мини-альбом Lifesblood. Материалы оттуда уйдут в одних изданиях в делюкс-версию дебютника, а также станут основой сборника Call Of The Mastodon 2006-го, после которого они расквитаются с Relapse Records.

Демо
Демо
Slickleg
Slickleg

Lifesblood
Lifesblood
Call of The Mastodon
Call of The Mastodon

При каких обстоятельствах создавался ранний материал? Билл Келлихер и Брэнн Дэйлор послужили основателями группы, которые пришли из коллектива Today Is The Day, познакомившись на концерте High On Fire с Троем Сандерсом и Брентом Хиндсом из Four Hour Fogger. Люди пахали до конца дня, и вечером собирались в гараже репетировать. Время на тот момент было сложное. Брента Хиндса Трой нашёл бездомным, жившим в каком-то фургоне.

Ранний материал Mastodon - самый мистический, таинственный и богатый на отсылки для изучения, и это проявляется уже на наработках до полноценного дебюта, благодаря семплированию. Стартовый Shadows That Move предлагает нам отсылку реплики из монолога Мистера Хардинга в фильме "Пролетая Над Гнездом Кукушки" - психологической драме новой волны 1975-го года:

"Я говорю не только о своей жене, я говорю о своей ЖИЗНИ, я не могу донести это до вас. Я говорю не только об одном человеке, я говорю обо всех. Я говорю о форме. Я говорю о содержании. Я говорю о взаимосвязях. Я говорю о Боге, дьяволе, Аде, Небесах. Вы понимаете... НАКОНЕЦ-ТО?"

We Built This Come Death, как я уже рассказывал в рецензии на Souls At Zero у Neurosis, это отсылка к Нюрнбергскому процессу - казни фашистов и разоблачение их расправ над жертвами нацистского режима:

"Некоторые эксперименты вызывали у мужчин такое давление в голове, что они сходили с ума и рвали на себе волосы, пытаясь уменьшить давление. Они разрывали себе головы и лица пальцами и ногтями, пытаясь покалечить себя в своем безумии. Они били по стенам руками и головой и кричали, чтобы уменьшить давление на барабанные перепонки". При это сам трек - любовная баллада Брента Хиндса:)

Теперь ты видишь все это время

Работа с девяти до пяти

С понедельника по пятницу я пою

Я пою блюз для тебя

Теперь я стою под проливным дождем

Мои ноги холодные, но я не могу жаловаться

И мне интересно, как ты была.

Мне нужна твоя любовь, я так по тебе скучаю

Я знаю, что это правильно, но это всегда странно

Как я кричу, вся эта жизнь стоит все время

Душевная боль и боль вождения раба

Я пою блюз для тебя.

Hail To Fire. Здесь в интро представлена цитата ведущего программы Different Drummer (1988 - 1991) Джеско Уайта:

«Я приставил мясницкий нож к её шее и сказал, что если ты хочешь дожить до завтра, ты начнешь жарить яйца немного лучше, чем то, что ты жарила. «грязные, склизкие яйца!»

Заключительный Battle At Sea (в демо-версии, 9 по счёту) - это первая отсылка к Человеку-слону Джозефу Меррику, имевшему чрезвычайную деформацию тела, вызванной нейрофиброматозом первого типа и синдромом Протея. Референс в сторону этого необычного человека пройдёт лейтмотивом во всех финальных композициях Mastodon на первых трёх альбомах (Elephant Man, Joseph Merrick, Pendulous Skin).

-6

Но не будем зацикливаться на том, что я лирик. Материал можно охарактеризовать как прогрессивный хардкор в сладжевой оболочке. Call Of The Mastodon своим интро вообще будто бы отсылается к гонкам и вполне бы смотрелся саундтреком к Need For Speed. Hail To Fire - самый хардкорный трек на EP. Deep Sea Creature - самый проработанный и интересный трек из всех 9-ти, у него очень крутой рифф. Slickleg начинается с ориентальщины, тем самым представляя для меня самый любимый момент трека. А вот Battle At Sea балладного характера предвещает будущее Mastodon.

Подытожив, можно сказать, что материал сыроват, но он самый хардкорный и первобытный, и здесь люди становятся зверями с уаэээээоооооооэээээээээээ. Эрик Сэннер до альбома не дотянул:(

И да, Брент Хиндс просто сделал We Built This Come Death своим вокальным перформансом.

REMISSION (2002)

Переиздание 2014-го года
Переиздание 2014-го года

Все свои наработки за 2 года Мастодон засовывают на дебютную работу, при этом начиная не просто выть, а проговаривать слова, прорабатывая более высокого уровня лирику. Именно здесь начинаются прорисовываться очертания коллектива, который своей целью на первое десятилетие поставил вложиться в прогрессивный сладж. Здесь на полную катушку выкладывается барабанщик Брэнн Дэйлор, Билл Келлихер защищает своё звание главного риффлорда, Трой Сандерс поражает своим харш-вокальным перформансом, Брент Хиндс добавляет свои гитарные соло с южатиной.

Главным бэнгером здесь я сочту пресловутый March of the Fire Ants, потому что это тупо база, я считаю его рифф лучшим риффом у Mastodon. Именно здесь начинает прослеживаться чёткая структура у композиции, а не то, что быки рвут и мечутся направо и налево, пытаясь ухватиться за безбашенный и большущий поток идей. Очень крутая реализация с концовкой, отматывающей нас в начало к этому эпичному тяжеленному рифу, прямо под стать клипу с перемоточным эффектом.

Но сама команда заглавной темой считает Workhorse, не зря же DVD-документалка 2004 года называется Workhorse Chronicles.

Именно у неё, и у Mother Puncher имеются крутые переходы со второй половины: у Workhorse крутая барабанная дробь, переходящая в гитарный перегруз, а у Mother Puncher даже замедление, тем самым растягивая тягучесть и жиир.

Burning Man - это ещё остатки тех самых буйволов, играющих в гараже, ещё не нашедших лейбл.

Trampled Under Hoof - это металкор от мира Mastodon, именно метализированный хардкор под стать его определению. Очень крутой и техничный прогрессивный бридж презентован на первой половине. И да, конечно же стоит заметить, что Remission единственный в своём роде альбом, где вокалит Билл Келлихер, но выполняя поддерживающую Троя бэк-функцию.

Главные риффы:

March Of The Fire Ants

Where Strides the Behemoth

Trampled Under Hoof

Mother Puncher

Но Мастодонт не был бы Мастодонтом, если бы не продумывал наперёд: по работе рассыпано дружелюбие, которое отражается в мелодичных и более длинных пассажах балладного характера, ибо не только боевиками всё едино. Ol'e Nessie подчёркивает глубину баса и меланхоличность, со второй половины взрываясь и переходя в весёлую исцеляющую оптимистичную часть, где слышен почерк сумасшедшего гения Брента Хиндса.

Trainwreck - самая драматичная и ранимая композиция на альбоме, претендует на то, чтобы называться одной из самых грустных у коллектива. Это двухминутное интро обнажает самые потайные уголки в вашей душе, заставляя рыдать. Trilobite умело совмещает агрессивную натуру с чистым гитарным мелодизмом, подводя нас к финальной Elephant Man через 1 трек.

Elephant Man смотрит в будущее и вдохновлен Battle at the Sea из демо, это исцеляющий катарсис и терапевтическое олицетворение очищения, размеренно и глубоко. И последние 3 минуты завершают альбом шумом пылесоса с паузой.

Свою деталь вносит и семплирование: Crusher Destroyer стартует со звуков рёва T-Рекса, Trainwreck открывается с вокзала и сообщения о времени прибытия поездов.

БИОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР

Выудим из понятийного аппарата термин ремиссии. Ремиссия - это период хронического заболевания, который характеризуется ослаблением его симптомов. в том числе в связи с лечением и терапии. Ремиссия человека передана через ремиссию зверя, и на то есть причины. Дискографию Mastodon можно рассматривать как эволюцию: эволюцию концептуальности (пусть прямо про эволюцию нам повествует лишь Blood mountain), эволюцию навыков музыкантов, эволюцию материала, и нас интересует первое. Если на дебютнике у нас появляется бык, лошадь, муравьи, бегемот,трилобит, последующий альбом Leviathan повествует нам о морском чудовище, Blood Mountain вводит сайсквотчей, спящего гиганта и рептилоида, проходящего путь через лес к Кровавой Горе, чтобы эволюционировать до человека. Crack The Skye же космос и высшие сферы ? Потому что человек и есть животное, и у нас всё также остались инстинкты: мы выделяем слюну, когда видим еду, у нас развит инстинкт самосохранения, материнский инстинкт и т.д - мы просто их модифицировали. Несмотря на то, что Википедия нагло лжёт в лицо, Remission - это концептуальная штука, открывающая цикл стихий, проходящий лейтмотивом все нулевые, и начинаем мы с огня и исцеления огнём. Исцеление огнём - это вся тема металической тусовки: взрываясь и выплёскивая нашу ярость и гнев, мы высвобождаемся. Внутренняя энергия выходит наружу. Человек инстинктивно стремится к тому, где тепло, где огонь. Если рядом огонь, значит рядом жилище, тепло, свет и еда. Но давайте рассмотрим, насколько поэтапно ремиссия происходит:

Crusher Destroyer. Разрушитель. Композиция о быке, который решает убить своего матадора. Чертовски хорошая фраза в финале: "Сожги свой план игры!" Mastodon на данном этапе не хотят заморачиваться над материалом и техникой исполнения, они хоть и думают наперёд, но в приоритете чистое пламя.

March of the Fire Ants. Марш огненных муравьёв. Здесь упоминается вычерченные круги, что обозначает магический ритуал. Легендарные строчки "bone engraved, stone engraved" напоминают нам о том, что всё смертно, и корни посеяны в земле.

Workhorse - это композиция про образ круглосуточно пашущей лошади, через которую показан и человек.

Burning Man - прямым текстом горящий человек, который ждёт песка, чтобы погасить пламя, который начинает очищение.

Trainwreck - крушение поезда. Идеально показывает состояния человека за считанные минуты до гибели. Интро предвещает гибель, тяжёлая часть её сопровождает, но это, если думать прямым текстом. Жизнь - это железная дорога, а человек - это поезд, который сворачивает не туда. Личная композиция для барабанщика Брэнна Дэйлора, у которого сестра совершила суицид. Брэнн видит своё предназначение в помощи людям, т.е посвятив жизнь другим.

Trampled Under Hoof. Растоптанный под копытом. Человек, который затратил все ресурсы для выполнения поставленного плана, предназначения и оказался безжалостно растоптан, потерпев крах. Жизнь - это кровь.

Mother Puncher или мать-ударная врубовая машина, ладно, перфоратор, или ковбой, или пневматический молоток, ну вы поняли, повествует о домашнем насилии и детской травме. К этому стоит прибавить прямые строчки о превосходстве над врагами и их преследованием:

Изменение, стойкость, рост - это то, чем вы никогда не будете,

Преследуй, гонись, нанизай, ненавидь тех, кто тебя унижает.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Дебютный Remission направляет агрессию Мастодонтов в правильное концептуальное русло, это самый первобытный и тяжёлый альбом коллектива, который радует бешеной энергетикой и риффами, выбивающей всю дурь и дрянь из вашей черепной коробки. В 2014-м вышло переиздание с улучшенным звуком и треками из демо, но я предпочту слушать оригинал, рекомендуя его и вам.

Это самый сладжевый, хардкорный и грязный альбом и обладает исцеляющим эффектом, подобно последнему альбому Hushed And Grim, но предлагает не метод горя, а ярости, которую, тем не менее, дополняет меланхолия. И пусть это самый слабый альбом Mastodon объективно, он предоставляет более высокий порог вхождения, но при этом и самые хардкорные впечатления во всей дискографии. Начало эволюции положено.

https://open.spotify.com/album/1aQZecM7d2R3SvPs2HNNIA?si=elG-SFmvRxCmRsWfRANxnA

https://open.spotify.com/album/1jEzsqPzCsBtkdBOKseLy9?si=80tKA3TVS9CkEBV6jlZCYg

https://open.spotify.com/album/3pVCnqg7COWlaodlNiJIZL?si=sxPAUmUYSEyw0h23On2xCg

Metallogedon Cave

Metallogedon Cave