Прежде, чем ругать ребенка за придуманную болезнь, имеет смысл узнать причину, по которой ребенок хочет казаться больным...
Как известно, у каждой мамы есть поучительная история из ее детства. Есть такая и у моей мамы. Боясь утром идти в школу, потому что точно знала, что плохо написала контрольную, мама, тогда второклассница, придумала, что у нее болит живот. Ойкала, лежала, показывала, что болит справа, иногда слева, иногда везде и… в школу на следующий день не пошла. Встревоженные родители вызвали скорую и ночью ей вырезали аппендицит.
— А на самом деле совсем не болело, — вспоминала мама.
— Но наша учительница, Валентина Петровна, очень ругала тех, кто получал плохие оценки, — объясняла она.
— Но так, дети, делать нельзя, — мама строго смотрела на меня и брата, и мы послушно соглашались. И конечно, прям аппендицит себе не выдумывали. Но по мелочи, конечно, было. То ногу потянем, чтобы не ходить на физкультуру. То придумаем сопли, чтобы после выходных еще хотя бы на денечек остаться дома. То не желая есть ненавистный суп, изобразим отсутствие аппетита как первый признак простуды. Вряд ли найдутся дети, которые, болея понарошку, убеждали взрослых, что недомогание серьезное. И опытные взрослые, конечно, сразу хитрость обнаруживают. Однако прежде, чем ругать ребенка за придуманную болезнь, имеет смысл узнать причину, по которой ребенок хочет казаться больным. Далеко не всегда ребенок идет на хитрость, потому что ленится.
Во-первых, выдумывая болезнь, ребенок привлекает к себе внимание. «Больному везет!» - как-то сказал мой семилетний сын, подразумевая, что вокруг больного человека все носятся, разрешают есть в постели, угощают вкусненьким, вечно спешащая мама находит время, чтобы вслух почитать книжку, вечно занятой папа садится рядом, чтобы ребенок не грустил и не скучал.
Во-вторых, выдуманная болезнь – возможность избежать неприятности. Последняя попытка убедить взрослого в том, что ребенку нехорошо. Например, он терпеть не может футбол, а вы записали его в футбольную команду. Обижают в школе, а взрослые говорят, мол, глупости, пройдет. Учитель несправедлив и повышает голос, а вам кажется, что ребенок преувеличивает.
В-третьих, дети путают болезнь с усталостью. Валятся с ног, хотят спать, вялые, изможденные, дети и правда уверены, что заболели. Ведь обычно носятся и в постель не загнать.
В-четвертых, дети могут копировать поведение взрослых. Если бабушка, чуть что, хватается за сердце. Если мама постоянно жалуется, что у нее болит голова. А со всех сторон взрослые только и твердят: «Не снимай шапку! Заболеешь!», «Никакого мороженого! Заболеешь!», «Вспотел! Заболеешь!», «Промок! Заболеешь!», ребенок, что ли, не хочет их подводить. Ведь если все вокруг болеют, почему бы ему тоже не болеть?
В-пятых, выдуманная болезнь помогает избежать наказания. Ребенок, которого часто ругают и который заранее знает, что ему будет за содеянное, начнет хвататься за живот, кашлять и жаловаться на слабость раньше, чем взрослые узнают, что на самом деле произошло.
Однако не стоит забывать и о самой безобидной причине выдумывания детьми болезни. Фантазия! Одни дети играют в докторов и все время лечат маму, папу, бабушку, дедушку. А другие играют в больных. Лежат. Жалуются. Натягивают шерстяные носки. Просят принести теплое молочко, после которого, как это обычно и бывает с «болезнью понарошку», мгновенно выздоравливают.