Приход мадам де Помпадур к власти разозлил многих придворных в Версале. Некоторым она не нравилась из-за ее буржуазного происхождения, другие же надеялись, что Людовик XV одумается и вернется его былая привязанность к Марии Лещинской.
Но все было тщетно, и в конце концов при дворе сформировалась фракция, возжелавшая любыми средствами избавиться от ненавистной гордячки из буржуазии и вернуть короля на путь истинный, то есть к жене.
Среди тех, кто входил во фракцию против Помпадур, были граф де Морепа́ и принц де Конти́. Последний был двоюродным братом Людовика XV и поддерживал движение янсенистов. Де Морепа служил военно-морским министром, но поссорился с Людовиком XV из-за своего вопиюще очевидного презрения к королевской фаворитке.
Так, например, во время танцев грузный граф с удовольствием наступил на подвернувшуюся ему ножку Ренетт, от чего та пару дней не появлялась в Зеркальной галерее Версаля, что несказанно радовало придворную знать. Для морского министра это даром не прошло и в 1749 году Морепа изгнали из Версаля, и надо сказать, он был не единственным, кого постигла эта участь.
Расхаживая после отлучения от двора короля по своим владениям, Морепа определенно не изменил своего мнения о мадам де Помпадур. Он продолжал атаковать своего врага издалека, что вряд ли могло основательно испортить репутацию Ренетт, но на нервы действовало.
Впрочем, дамочка была не робкого десятка: лишь внешне она казалась хрупкой и беззащитной овечкой, внутри нее сидел хищный волк, который при первом удобном случае показывал свои клыки и не боялся укусить.
Морепа с большим энтузиазмом сделался пособником тех, кто распространял непристойные и унизительные песенки о мадам де Помпадур в Париже. Одной из самых популярных стала как раз та, что приведена ниже, и пришлась она на год его изгнания. Из соображений морали не прилагаю перевод, вы всегда можете это сделать самостоятельно у себя в ноутбуке или телефоне:
Qu'une bâtarde de catin
A la cour se voit avancée,
Que dans l'amour ou dans le vin
Louis cherche une gloire aisée;
Ah! Le voilà, ah! Ce voici
Celui qui n'en a nul souci
Хочу лишь сказать, что ничего лестного для Помпадур в песенке не было.
Этот небольшой стишок — всего лишь один из бесчисленных примеров литературы, использованной против маркизы. Их было так много, что для них придумали даже свое название: пуассонады (по фамилии той, кому они были адресованы). Разного рода карикатуры и памфлеты гуляли при дворе, передавались из рук в руки и были невероятно популярны.
Дети Людовика XV само собой так же, как и дворянство, были категорически против любовницы своего отца, хотя их сопротивление по большей части было направлено против того, чтобы у него вообще была официальная любовница. По иронии судьбы, похоже, что Мария Лещинская не была частью этой протестной фракции. Позже она скажет, что мадам де Помпадур была её любимицей среди любовниц мужа, потому что никогда не пыталась её унизить.
Те же, чья неприязнь была связана именно с личностью Рене́тт, пытались заменить ее на другую особу в постели короля. Фракция усиленно толкала графиню де Лоне́р в объятия Луи, но увы, тщетно.
Естественно, фракция также пыталась противодействовать и политическому влиянию мадам де Помпадур. После смерти дофина Луи Фердинанда мадам Аделаида попыталась повлиять на выбор министров в кабинете отца. Она представила ему список мужчин, выбранных покойным дофином в качестве кандидатов на различные должности в королевстве, минуя покои фаворитки. Все, абсолютно все были против Помпадур, и конечно, де Морепа и Конти.
Еще одним из её самых яростных противников был граф д'Аржансон, бывший главой военного ведомства. Однако там, где она была бессильна против песен и злобных карикатур, в Версале она чувствовала себя как рыба в воде, и это была битва, в которой она могла победить. Ей удалось добиться изгнания д'Аржансона на том основании, что он не выполнил свои обязанности, в том числе по поддержанию порядка в Париже (в последнее время были беспорядки и рост преступности).
Так что в этом смысле фаворитка короля была весьма удачлива. Можно утверждать, что она смеялась последней, поскольку оставалась у власти до самой смерти, а усилия клана противников Помпадур, увы, но фактически оказались напрасными.
Советую прочитать: