Рома́н Петро́вич родился на свет под неблагозвучной фамилией Тыртов в Санкт-Петербурге, в семье благополучной и родовитой по меркам Российской империи, имевшей даже дворянские корни. Отец его был начальником морского училища, мать из рода казачьего.
Во флот Роман идти отказался, не смотря на недовольство отца, и мама его отправила к художнику Илье Репину в ученики. Отцу русского реализма и вполне успешному преподавателю живописи (в учениках его и Серов был)
Однако Репин передал Романа своему ученику Дмитрию Лосевскому, работы которого не гуглятся.
Так и жил Роман занимаясь живописью и балетом до 1900 года. Мальчик с тонкой душевной организацией и страстным сердцем. В 1900 году Тыртов попал на Всемирную выставку в Париже. И выбор был очевиден. Без Танца жить он мог, а без Живописи уже нет.
К этой выставке искусств, а не как к спортивным мероприятиям, было подготовлено много крутых архитектурных важных объектов.
Похоже выставка произвела неизгладимое впечатление и в 1912 году Роман Петрович переезжает в ….конечно Париж.
Переехав в Париж, Тыртов пытается получить работу в Доме Моды «Каролин», ему отказали, посчитав его талант не подходящим для фэшн, а вот дом моды Поля Пуаре принимает Романа Петровича. Именно в доме Поля из Тыртова Роман превращается в Эрте.
В благодарность, два года спустя Тыртов покидает дом моды Поля и..пытается открыть свой собственный дом моды. Причем не только используя имя Поля Пуаре на пригласительных, но и задействовав его портниху в подготовке коллекции (а че такова). Чем конечно возмущает и Поля и суд.
Суд Тыртов проигрывает, но оптимизма не теряет и отправляется творить костюмы для спектаклей.
В 1914 создает эскизы костюмов представления «La Musée Cubiste”.
Первую мировую Войну Тыртов проводит в Монако(Монте-Карло). Продолжает активную работу над обложками для глянца.
И к 1920 становится одним из ведущих художников «арт-деко» Парижа и работает над театральными костюмами звезд, таких как Анна Павловой и Мата Хари.
В 1925 года Тыртов добирается до Голливуда, приглашен для сотрудничества в великую студию «Метро-Голдвин-Майер». Сотрудничество не состоялось, вышел конфликт на тему понимания истинного Парижа. Куда там американцам понять Париж так, как понимает его русский эмигрант?
А вот работать над бродвейскими постановками в США он продолжил и в принципе до второй мировой войны почти в каждом бродвейском более-менее значимом шоу были костюмы талантливого Тыртова.
В период с 1915 по 1936 работал в Harper’s Bazaar, откуда его уволил Бродович. Я писала об этом в статье.
С 1935 года в центре Парижа, под музыку Бетховена, ежедневно работал Эрте. Он был знаменит, богат и даже влюблен.
Эрте имел две крупные любовные истории в своей жизни- дальний родственник и распорядитель Урусов Николай. Николай умер в 1933 году в жизни любителя эстетики Эрте иначе быть не могло, любовник укололся о шип розы и заработал заражение крови. После смерти Урусова в жизни Эрте появляется помощник из Дании Аксель, проверку временем вторая влюбленность не прошла. Аксель проиграл деньги Эрте и был изгнан навсегда.
После войны интерес к Эрте пропал, многие считали, что его карьера навсегда похоронена. Эрте считал иначе, он увлекся скульптурой.
Без работы Эрте не сидел, оформлял особняки богатых эмигрантов соотечественников, создавал мебель, иногда и эскизы театральных костюмов.
В начале 70х мода на арт-деко начала свое возрождение и в Нью-Йорке в галерее Grosvenor Gallery прошла выставка работ Эрте (прошла по блату, друг Эрте помог организовать). Почти все работы на выставке купил музей Метрополитен. Энди Уорхол, обладавший чутьем на все, что хорошо продается подружился с Роман Петровичем и искренне восхищался его работами.
Эрте стал жить на роялти с продаж тиражированных эскизов и даже хвастался различными уловками, которые разработал для печати своих работ, чтобы точнее передать цвет и четкость линии. (Сейчас его работу можно купить примерно за 200 тысяч рублей).
Эрте написал книгу своих воспоминаний. Он очень любил жизнь и все доступные удовольствия, никогда не сидел на месте, был требователен к себе и окружающим и конечно жил эстетикой и своими работами.
В биографии Эрте прекрасно все, и нам близкий по духу "цап-царап" с Полем Пуаре у выходца из интеллигентной семьи, и любовь к роскоши, и страсть к путешествиям и гений безусловный и трагедия любви. Эрте и умер как-то хорошо. На отдыхе с друзьями на острове Маврикий внезапно почувствовал недуг, был доставлен на частном самолете конечно в Париж и там скончался в возрасте 97 лет.
Пригласительные на похороны он отрисовал себе сам и список приглашенных составил заранее (не удивительно, почти 100 лет, было время подготовиться).
Вклад Эрте в моду неоспорим – он создал понятие «унисекс», подарил нам женщинам немного свободы. До того, как Эрте стал использовать «женские» ткани в мужских театральных костюмах (шелк, бархат) и нейтральные силуэты для женщин и мужчин, деление по гендеру в одежде было более строгим.
Ну и любимое всеми девушками платье на одно плечо, которое вошло в моду с его легкой руки, спасибо Роман Петрович!