При выборе будущей профессии многие абитуриенты испытывают сомнения: в какой вуз лучше пойти, будет ли эта профессия востребованной, подойдет ли она ему. О том, как определиться с выбором карьеры и почему этот выбор не такой фатальный, как кажется, рассказал декан факультета коммуникативного менеджмента РГСУ, кандидат психологических наук, автор книги «Не орите на меня» Игорь Романов.
– Как определиться с выбором карьеры?
Прежде всего, я бы всем пожелал не относиться к выбору так фатально. Сегодня жизнь организована так, что очень мало людей, выбрав профессию в школьные годы, остаются в ней на всю жизнь. Современная карьера построена по проектному принципу. Вы учитесь в вузе, получаете базовую профессию, начинаете работать «по диплому». Но постепенно меняется жизнь, ситуация — меняетесь и вы. Через некоторое время вы беретесь за проект, который близок к вашей профессии, но не совсем в ее треке. Еще чуть позже ваш проект еще дальше уходит от первоначального выбора. А через 20 лет проекты будут совсем далеки от «стартовой» специальности.
Так что просто выбирайте то, что нравится сейчас, и меньше думайте о том, что будет через много лет.
«Путь в тысячу миль начинается с первого шага».
– Тогда в чем смысл высшего образования?
Университет — это не профессионально-техническое училище в старом понимании этого слова, где мы получаем конкретные навыки по одной профессии и реализуем только их. Навыки нам дадут, когда мы придем работать. У каждой организации, даже если они очень похожи, требования к этим навыкам отличаются. Поэтому задача высшего образования отнюдь не в том, чтобы научить человека узкой профессии.
– Если университет не учит студента профессии, тогда в чем его задача?
Задача университета, во-первых, в том, чтобы сформировать мягкие навыки: умение думать, систематизировать и искать информацию, структурировать ее, научить лидерским качествам, публичным выступлениям, взаимодействию с людьми и ведению эффективных переговоров.
Во-вторых, университет помогает в установлении контактов и связей, в формировании пула друзей и людей, с которыми вы будете дальше взаимодействовать в профессиональной среде.
И в-третьих, высшая школа дает реальную возможность взросления. Если вы придете в профессию в 17 лет, даже обладая достаточно хорошим набором навыков, скорее всего, вас не будут воспринимать как профессионала.
Получается, задача высшей школы дать вам возможность не просто обучиться по специальности, но и получить общие навыки, важные контакты, повзрослеть, чтобы в свои 22 выйти в профессию, имея достаточный уровень личностной зрелости.
– Как быть выпускнику, который не понимает, кем он хочет стать и куда ему пойти дальше учиться?
Во-первых, разобраться, какие профессии существуют в конкретной специальности. Если вы идете на факультет социологии — вы будете социологом, но есть огромное количество профессий в рамках этого направления. Можно быть социологом, который занимается полевыми исследованиями, можно быть социологом-аналитиком, который не выходит из-за компьютера, разбирается в сложных системах взаимодействия в обществе, и так далее. И все это — совершенно разные профессии, хотя социология существует в них всех. Поэтому имеет смысл определиться не столько с тем, какую профессию вы хотите, а в первую очередь с тем, в какой области вы хотите эту профессию найти.
Тогда вам следует действовать по следующему алгоритму:
1. Выбрать область, которая вам интересна, и посмотреть, какие профессии в ней существуют. При этом сделать выбор, отталкиваясь не от профессии, а от того, что вам будет доставлять удовольствие в данный период жизни.
2. Представить, что вы выбрали область, нашли профессию, которая в нее хорошо вписывается, и ответить себе на вопросы: «Как я буду жить через 10 лет?», «Каким будет мой день?». Закройте глаза и представьте по минутам, как это происходит. Нравится ли вам эта «история»? Нравитесь ли вы себе? Если да — прекрасно, это ваш выбор. Если нет, то есть смысл подумать о чем-то еще, чтобы через 10 лет у вас были проекты, которые вам будет хотеться реализовывать.