Сериал «Тобол», в очередной раз заявленный как премьера, завершился на Первом канале. Из среднего вроде-бы-исторического фильма смонтировали телесериал, занудливо растянутый на 8 серий. Несмотря на то, что талантливые актёры без труда переиграли бездарных, вытянуть сериал не удалось. Слишком много недочётов обнаруживает в нём даже беглый взгляд. Фильм проигрывает и книге Алексея Иванова и – намного – подлинной истории.
Здравствуйте!
Те, кто читал роман, говорят, что в фильме многое переиначили, и эти переделки пошли истории не на пользу. Но кино, претендующее на статус историко-патриотического, следует сравнивать с подлинными событиями или оценивать с точки зрения экранного искусства. Однако тут сериал проигрывает даже собственной первооснове – кинофильму. Плотный, насыщенный сюжет в телеверсии рассыпался на отдельные эпизоды, связь между которыми временами трудно было уловить.
Костюмный фильм всегда оценивают пристально. И главная претензия здесь – что исторические наряды превращают современных актёров в ряженых. Да, искусство носить старинное платье семнадцатого века утеряно безвозвратно.
Хотя, наверное, в этом как раз есть историческая правда. Пётр Великий напялил европейские чулки на вчерашних бояр. Наверняка и в те времена славянско-татарская натура с голландской модой не очень-то сочеталась. Так что и рюриковской стати князя Гагарина богатая соболья шуба и окладистая борода подходили больше, чем камзол и парик.
Но главное – не в костюме, а в том, что внутри. Я имею в виду русский дух. Уж если смотрим кино про нашу славную историю, то чего мы от него ждём? Чтоб наши победили! Несмотря на превосходящие силы противника.
А что в «Тоболе»? Отряд Ивана Бухгольца отправился вверх по Иртышу на поиски золота. Но золото искать не стали, а выстроили крепость. Потому что в петровские времена главным при освоении Сибири было укрепить границы империи. Линия крепостей должна была охранить рубежи государства.
Но в фильме – как и в реальности – отважного полковника с его отрядом выбили из крепости свирепые джунгары.
И храбрый русский отряд, убоявшись мощи Джунгарского ханства, убрался восвояси. В Тобольск. Вот так закончилась экспедиция в фильме.
Конечно, зрителей такой бесславный финал славного похода не устроил:
Совсем непатриотическое кино. Соперник русских и пожалел и перехитрил, это называется, переиграл! (Кино-Театр.РУ)
И правда – зачем нам такое показывать? Чем нам, потомкам, гордиться?
А на самом-то деле гордиться есть чем. Ведь Иван Дмитриевич Бухгольц был не из тех, кто может вернуться из похода, не выполнив приказ. Приказал царь ставить крепость – значит, крепость будет. Покивав согласно джунгарам, Бухгольц с остатками отряда погрузился на судно и отправился вниз по Иртышу – как будто бы в Тобольск. А на самой границе Джунгарского ханства высадился, да и основал новую крепость:
Отсель грозить мы будем джунгарам!
Но об этом в фильме почему-то не упомянули. А история-то знатная. И научить может многому.
Что верность долгу преодолевает злую судьбу.
Что русский дух побеждает любые невзгоды.
Что русское сердце может биться в немецкой груди.
Из маленькой крепости на Иртыше, основанной горсткой отступающих, но не сдавшихся русских воинов, вырос город Омск и стоит уже больше трёхсот лет. А от Джунгарского ханства только хомячки остались.
И теперь Пётр Первый от стен Омской крепости смотрит грозно в сторону границы: не затаились ли где враги Отечества?
#киноклуб ямадама
#первый канал #1 канал #тобол #омск ямадама #омск златоглавый #евгений дятлов #александр лазарев #сериалы первого канала