Материалы на моем канале выходят с непоправимой задержкой. Жизнь - переезд на дачу, организация быта - берет своё, и то, что должно было появиться в конце мая, задержалось на две недели. Но эта тема для меня больная, невысказанные мысли жгут душу. Да и кто, если не я?
В последнюю неделю учебного года по ленте дзена прокатилась волна публикаций, посвящённых школе и учителям. Любимые блогеры, незнакомые авторы в рекомендациях. Люди в автобусе. Последней каплей стал разговор на детской площадке. Учителями, как водится, недовольны. Поводов несколько.
Школа убивает любовь к чтению.
Ну это мнение расхожее. Дескать, на уроках применяется формальный подход, своего мнения иметь нельзя, оно никого не интересует. Экзамены сейчас- сплошное натаскивание, экзамены раньше - фикция, спектакль. Обязаловка. Бездушие. Преступление. Причём пишут такое и те, кто считает советское образование лучшим в мире, наших учителей сильнейшими, и те, чьи дети учатся сейчас, в то время, когда никакого единственного прочтения текстов просто быть не может.
Вполне допускаю, что в советской школе нельзя было оценивать по-своему Базарова, Чичикова или Онегина. Как их понимать, спускалось сверху, потому что они были или «классовые враги», или «попутчики», или ещё какие-нибудь идеологически окрашенные личности. Но я допускаю также существование учителей-бунтарей, как Марина Максимовна из повести «Ключ без права передачи», которые и в тех непростых условиях не просто разрешали собственное мнение, но учили детей мыслить самостоятельно.
Что касается нынешнего времени, то большинству работающих педагогов не более шестидесяти лет, а это значит, что слом системы, отказ от навязывания смыслов случился, когда они были совсем юными специалистами. Неужели они, двадцатипятилетние, не оценили тогда, в 90-е, этой свободы чтения? И сейчас школьники могут и иметь, и высказывать своё мнение без ограничений.
Что хотел сказать автор? «Ты не понял произведение»
Считается, что этот вопрос неправильный, а это утверждение деспотичное. Правда ли?
Я как читатель считаю, что главное не то, что хотел сказать автор, а то, что я смогла взять из его произведения, как осмыслить, какие мысли «присвоить». В то же время так ли уж неправильно попытаться понять логику автора? Ведь зачем-то он брался за перо, какую-то идею хотел донести. Даже самые циничные люди, считающие, что движущей силой писателей были надежда на большой гонорар и славу, не могут отрицать, что талантливые люди не создают пустых книг. И искать в них авторский замысел - занятие отнюдь не бесполезное.
Конечно, чего-то ребёнок двадцать первого века не может понять в книге века девятнадцатого. Конечно, в чём-то он может быть с писателем не согласен в силу возраста, воспитания, условий жизни и прочего. Современный подросток восхищенно ахнет, узнав о безобидной афере Чичикова (никто не пострадал, а денег могло привалить) и удивится, что Гоголь относился к этому иначе. И тут появляется второй вопрос:
Что, по-твоему, имел в виду автор?
Ты с ним согласен? Что ты думаешь об этом?
Иногда учитель говорит: «Ты не понял произведение». Всегда ли это значит, что он, подлец, только своё мнением считает правильным? А может, ребёнок считает иначе потому, что какие-то значимые детали текста упустил, не проанализировал, не обратил внимания, а из-за этого исказился смысл произведения? Многие десятиклассники считают Катерину Островского просто дурой и тряпкой. Объяснения не помогают (только не говорите, что я плохо объясняю), и они продолжают считать, что она легко могла уйти от жестокой свекрови: именно так поступили бы они сами. Если я скажу, что ребёнок в этом случае не понял произведение, это будет означать, что я отрицаю его мнение? Или что оно действительно неправильное?
А если юные читатели называют дурой Асю из одноименной повести Тургенева, начисто упуская ее историю? Могла ли она быть другой: спокойной, уверенной, а не вот такой взбалмошной, эмоциональной, переменчивой? Как отразилась на девочке жизнь с матерью-крепостной, а потом внезапное преображение в барышню? Это придало ей уверенности, стабильности, ощущения укоренённости? Нет, человеку может не нравиться Ася, но он должен понимать, почему она такая. Опираться на текст. В противном случае я скажу: «Ты не понял произведение!»
Списки для летнего чтения
Вот это вообще ящик Пандоры! Причём возмущаются и родители читающих детей, и родители «нечитунов». Кого-то коробит слово «обязательно», кто-то недоволен количеством книг, кто-то- несменяемостью.
Говорить за всех не могу. Только о себе. Когда я составляла списки, я тоже включала разделы «обязательная литература» и «дополнительная». Но это вовсе не означало, что первую часть нужно прочитать целиком. Нет, в неё лишь входили крупные произведения из тех, что потом будут изучаться на уроках. Кому-то проще осилить «Мертвые души» или «Капитанскую дочку» летом, а не во время учебного года. Но если нет - не читайте! Обратите взоры на вторую часть! Там - самое интересное! Эти книги мы на уроках читать не будем, но они достойны того, чтобы вы о них узнали…
Кто-то их даже не откроет, а кто-то найдёт в них сокровища и любимые истории на всю жизнь. Но как ребёнок отнесётся к списку, если его любимая мама скажет: «Ну все, берегись, училка список прислала!» (реальный случай, как раз та последняя капля на детской площадке)? Не повторит ли он ваше отношение как значимого для себя взрослого?
Кто-то жалуется на отсутствие в перечне современных произведений. Я, ценитель детской литературы последних лет, не раз сталкивалась с осуждением именно из-за того, что включала не только классику, но и написанное в последнее десятилетие. Аргумент: вы не знаете, станут ли эти книги великими! А то, что они уже сейчас хорошо написаны и представляют интерес для подростка? Это несущественно. На всех не угодишь. Всегда найдётся тот, кто спросит: «А где же классика? Где Жюль Верн? Где Майн Рид? Зачем эти нынешние попрыгунчики» (случай из жизни)
Помню себя в детстве. В первый же день с этим списком бежала в библиотеку. Мне казалось, что в моей руке зажат не листочек, а карта Острова сокровищ! И я сейчас каааак наберу, каааак погружусь!.. И брала, сколько давали! И это были лучшие дни!
Среди моих учеников были такие, кто за две недели до конца мая начинал ходить за мной и клянчить: «Ну Анна Ивановна! Ну когдаааа уже вы выдадите списки?» А я отвечала: «Я их ещё не составила, подождите». А они уже не хотели ждать. Не все, безусловно, но значит, не убила я, учитель, в них любви к чтению?
А если вместо списка хочется своё? Да пожалуйста!!! Хоть что, лишь бы читал! Лишь бы книга оставалась другом, спутником или хоть добрым знакомым. А классику осилим вместе.
Сумбурно написала, хотите - не читайте больше, но тут я не отступлюсь. Несколько статей с недовольствами я прочитала, скрипя зубами и скрепя сердце. Но ни одной, НИ ОДНОЙ, не прочитала с благодарностью! А что, действительно учителя литературы так плохи? Действительно им не за что сказать спасибо? Они только рушат?? Рушат ту любовь, что вы прививали годами? Но так ли она была сильна, если ее смогла убить чужая тетка?
Знаете, я встречала равнодушных учителей. Вспоминаю учительницу физики, которая читала нам учебник, не поднимая глаз. Учительницу истории, прекрасного человека, все уроки которой которой из года в год строились по одному плану: сначала пересказ прошлого параграфа (мы), потом пересказ нового (она). Учительницу биологии и географии у моих учеников, которая преподавала так скучно, что даже я не могла не уснуть… Но я ни разу не встречала равнодушного учителя литературы! Свою собственную я одолевала вопросами после уроков: мой пытливый ум хотел ещё и ещё. Коллеги - опытные педагоги, тонкие психологи, ценители литературы, превращающие уроки в путешествие. Да, не все, не у всех и не всегда - феерия и шоу. А надо ли? Иногда ведь нужен просто интересный рассказ или беседа.
Все вышесказанное не означает, что я зашоренная идеалистка, не видящая огрехов системы. Но в том-то и дело, что система, программа - это одно, а люди - совершенно другое. И они достойны уважения.
И ещё вопрос, который не даёт мне покоя. Если мы, учителя литературы, так уж бесполезны, плохи и даже вредны для детей, то почему тогда так всколыхнулась родительская общественность из-за новых ФГОСов, где одним из главных пунктов стала цифровизация образования? Почему родители подписывают обращения в департаменты и приводят аргумент «не будет живого общения с педагогом»? Может, это и хорошо для детей, что не будет?..
Коллеги, я с вами!
Если вы дочитали до этого места, то вы герой! Благодарю за терпение, прошу прощения за излишнюю эмоциональность, мой читатель. Наболело! Если вам есть что сказать по теме, приглашаю к обсуждению в комментарии. Морально настраиваюсь на волну осуждения, но надеюсь на поддержку ❤️
Если статья показалась вам интересной или полезной, буду рада лайку и подписке. Палец вверх также означает, что вы помахали мне рукой 🤗
Другие статьи на схожую тему читайте здесь:
Спасибо, что прочитали!