Длительный анализ предполагает периоды различной сложности для клиента, специалиста и терапевтического альянса, поскольку в путешествии через бессознательные содержания мы подобны Одиссею в его знаменитом плавании: нас ждут встречи с неизвестными аспектами психики, как героя Гомера – встречи с мифическими существами (сиренами, циклопами, нимфами, гидрами и др.). В работе неминуемо будут проходиться этапы идеализации, разочарования, сопротивления, негативного переноса…
Чем дольше длится анализ, тем глубже контакт – и интра-, и интерпсихический. Каждый из перечисленных этапов имманентно наполнен, он подлежит исследованию и позволяет выявить скрытые ресурсы психики. Например, сопротивление позволяет обнаружить силу, скрывающуюся в бессознательном, поскольку на то, чтобы сопротивляться – тоже необходима энергия, она есть в психике клиента; ему есть, что защищать, и мы можем исследовать в работе, что именно он пытается защитить, от «кого», от каких воздействий, мы можем выработать подходящий стиль продвижения, глубину интервенций, их форму и такт, мы можем прибегать к циркумамбуляции (методу аналитической психологии, предполагающему кружение вокруг ядра), и в пределе показать клиентку собственные силы его психики, не очевидные для сознания, маскированные формами отыгрывания.
Словно река, длится анализ… Порой русло сужается, течение становится бурным, вода мутнеет, выплескивается из берегов, но продолжает стремиться к известной ей цели – устью – месту впадения в «большую воду»; порой река выходит в долину, где течение ее успокаивается, ей доступны земля и небо, она пребывает в своей полноте и дарит красоту окружающему пространству. Динамические отношения между Эго и Самостью, напряжение, которое всегда присутствует в виду разделенности этих структур и их взаимное тяготение, находят свое отражение в течении анализа конкретного клиента.
Негативный перенос так же может быть и он так же подлежит анализу. Он не должен пугать, ведь задача терапевтического альянса – исследовать происходящее. Аналитическая позиция специалиста предполагает соединение эго-сознания клиента с его бессознательным (как параллельно и на собственном уровне специалиста такое соединение осуществляется), это медиаторная точка, остов, необходимая константа в бурных и мутных изгибах реки. Марк Уинборн в книге «Интерпретация в юнгианском анализе» учит нас интерпретировать происходящее и воспроизводящееся в анализе. Это позволяет понимать, что происходит в психике клиента, какие структуры работают, какие модели актуализированы, куда направляется процесс (что делает бессознательное, пока сознательное делает то, что делает). Как специалисты мы понимаем, что предоставляем контейнер для переживаний клиента, эти переживания могут быть совершенно разными, наша задача – анализировать и по мере сил делать явным скрытое.
Как любые длительные отношения – продолжительный анализ требует труда и ресурса психики выдерживать напряжение, растить собственный контейнер, т.е. расширяться внутри, проживая различные, в т.ч. сложные или неприятные моменты. В чем особенность анализа как формы терапевтического взаимодействия? В том, что мы учимся задавать вопрос в первую очередь себе: что это во мне? Таким образом осуществляется работа с тенью, которая на личном уровне у каждого своя. И работа предполагает не только осознание «нежелательных» черт характера, но и реальные усилия, прикладываемые в реальной жизни за пределами кабинета по трансформации этого содержания. Недостаточно сказать «я раздражителен», это только начало работы. Дальше встает вопрос: что реально можно делать с негативным содержанием, которым затопляется эго в аффективный момент? Какую работу человеку произвести, чтобы в момент, когда все обстоятельства его раздражают, на выходе он выдал осознанную реакцию и действие, свободное от сырого аффекта? В этом и заключается суть алхимического делания: из примаматерии, из того, что есть, что повезло или не повезло получить как данность, - переплавкой, кипячением, возгонкой и иже с ними, - получить на выходе философский камень – себя самого, свободного от реактивных отыгрываний и негативных программ.
На всем протяжении работы обычно мы получаем сигналы Самости в той или иной форме – сновидениях, инсайтах, ситуациях повседневности, обращениях близких…
Порой в самые трудные моменты анализа мы четко ловим поддерживающие сигналы Самости. Важно отслеживать их, принимать, брать из них содержащийся ресурс для дальнейшего пути. Эго – не одно и не отдельно на пути своей индивидуации. Механизм индивидуации предполагает наличие и живое функционирование Самости.
И порой, учитывая поддерживающие сигналы Самости, важно делать самое простое, хотя кажется нужным «срочно делать что-то очень сложное»… Порой, учитывая поддерживающие сигналы Самости, самое нужное простое – дать время процессу, дать время Самости, довериться – и оставаться в анализе…
Р. Рождественский.
"Реки идут к океану"
Реки Сибири,
как всякие реки,
начинаются ручейками.
Начинаются весело,
скользкие камни
раскалывая, как орехи…
Шальные,
покрытые пеной сивой,—
реки ведут разговор…
Но вот наливаются синей силой
тугие мускулы
волн!
Реки — еще в становленье, в начале,
но гнева их
страшится тайга,—
они на глазах взрослеют,
плечами
расталкивая
берега.
Они вырастают из берегов,
как дети из старых рубах…
В песок не уйдя,
в горах не пропав,
несут отражение облаков…
Смотрите:
им снова малы глубины!
Они нараспев
текут.
Они уже запросто крутят турбины.
Плоты на себе
волокут!
Ворчат
и закатом любуются медным,
а по ночам замирают в дреме…
Становятся с каждым пройденным метром
старее
и умудренней.
Хотя еще могут,
взорвавшись мгновенно
и потемнев, потом,
тряхнуть стариною!
Вздуться, как вены,
перетянутые жгутом!
Но это — минутная вспышка…
А после,
освободясь от невидимых пут,
они застывают в спокойной позе
и продолжают
путь.
То длинной равниной,
то лесом редким,—
уравновешенные и достойные,—
реки — легенды,
реки — истории,
красавицы и кормилицы —
реки.
И солнце восходит.
И вянут туманы…
Свое отслужив,
отзвенев,
отсказав,
реки подкатываются к океану,
как слезы
к глазам.