Найти в Дзене
Михаил Никольский

Последний воздушный бой над Тайваньским проливом

Самой большой неприятностью для вооруженных сил Тайваня в кризис 1958 г. стали действия торпедных катеров ВМС КНР. Переброску торпедных катеров в Сямынь не смогла вскрыть ни тайваньская, ни американская разведки. Порт Сямынь с осени 1958 г. находился под пристальным вниманием разведслужб Тайваня и США. В первых числах 1967 г. появилась информация о прибытии в Сямынь подводной лодки – впервые субмарина ВМС КНР появилась в водах Тайваньского пролива. Или не появилась? Информацию о наличии в Сямыне субмарины подтвердить или опровергнуть можно было только аэрофотосъемкой.

Торпедный катер ВМС КНР у берегов проинции Фуцзян, 1958 г.
Торпедный катер ВМС КНР у берегов проинции Фуцзян, 1958 г.

На рассвете 13 января 1967 г. с авиабазы Цинцюань (ране именовалась Таюань) взлетел разведчик RF-104G из 12-й эскадрильи ВВС Тайваня и четверка F-104G из 8-й эскадрильи. Истребители, отвлекая на себя ПВО материка, набрали значительную высоту и пошли к побережью КНР по кратчайшему маршруту. Разведчик на малой высоте прошел вдоль западного побережья Тайваня примерно до Пескадорских островов, где изменил курс, набрал высоту и разогнался до скорости М=2. На перехват самолетов ВВС Тайваня с аэродрома Чжанчжоу взлетела четверка J-6 (МиГ-19 китайской постройки) 70-го ИАП 24-й ИАД. «Старфайтер» выполнил фотосъемку раньше, чем МиГи набрали высоту.

RF-104G из 12-й эскадрильи ВВС Тайваня
RF-104G из 12-й эскадрильи ВВС Тайваня
Истребители F-104G ВВС Тайваня, фото 1969 г.
Истребители F-104G ВВС Тайваня, фото 1969 г.
Личный состав 24-й ИАД ВВС КНР занимается боевой и политической подготовкой у истребителей J-6, конец 60-х гг.
Личный состав 24-й ИАД ВВС КНР занимается боевой и политической подготовкой у истребителей J-6, конец 60-х гг.

Фотосъемка порта Сямынь велась ранним утром и на огромной скорости, поэтому кадры получились темными и смазанными. Фотографа обидеть может каждый… Работу требовалось переделывать.

Второй вылет на разведку Сямыня в прежнем составе (один RF-104G, четыре F-104G) состоялся в районе полудня. РЛС НОАК обнаружила над проливом разведчик и четверку истребителей в 12 ч 30 мин. Срединную линию пролива истребители F-104G пересекли в 12 ч 40 мин. В 12 ч 45 мин. поступила команда на взлет дежурной четверке J-6 70-го 24-й ИАД. МиГи набрали высоту 9000 м. Действиями летчиков ВВС КНР управляли офицеры наведения с наземного КП.

В 12 ч 53 мин. разведчик перешел в набор высоты на сверхзвуковой скорости. Четверка F-104G в это время находилась примерно в 100 км сзади и мористее RF-104G. Над Сямынем разведчик прошел на высоте 11 000 м. На этой высоте стола довольно плотная облачность, из-за которой летчики МиГов не смогли визуально обнаружить RF-104G. Истребители ВВС КНР разминулись с разведчиком на расстоянии порядка 4 км. RF-104G прошел над материком, после чего развернулся в сторону Тайваня.

Маршрут второго полета RF-104G 13 января 1967 г.
Маршрут второго полета RF-104G 13 января 1967 г.

В 13 ч 04 мин. четверка «Старфайтеров» пересекла береговую черту, чтобы атаковать четверку МиГов и не допустить даже попытки атаки разведчика. По команде с земли четверка J-6 развернулась на истребители ВВС Тайваня. Действия летчиков ВВС Тайваня также направлялись с наземного КП. Самолеты разделяли всего 40 км.

Бой начался пуском УР «Саудуиндер» с истребителя F-104. Летчик запустил ракету с максимальной дальности (12 км). «Сайдуиндер» прошел мимо цели, после чего самоликвидировался. Самоликвидацию ракеты летчик ВВС Тайваня принял за взрыв МиГа. Второй «Сайдуиндер» запустил капитан Ши Бэйбо по J-6, который пилотировал ведущий второй пары Ху Шоугэн. Эта УР также самоликвидировалась и снова в эфире раздался вопль «Я сбил МиГ!».

Схема воздушного боя 13 января 1967 г. по версии ВВС Тайваня.
Схема воздушного боя 13 января 1967 г. по версии ВВС Тайваня.

Ху Шоугэн в это время на околозвуковой сближался с F-104G б/н 4353. Майор Ян Цзинцзуна разогнал свой «Старфайтер» до скорости 1400 км/ч. Ху Шоугэн на встречном курсе за 1,1 с тремя очередями выпустил по «Старфайтеру» 48 снарядов из бортовых пушек. F-104G задымил, перевернулся на спину, после чего рухнул в море у побережья о. Фушань. Ян Цзинцзун катапультировался. Падение истребителя ВВС Тайваня наблюдали Ху Шоугэн и артиллеристы из 625-го зенитного полка НОАК. Фрагменты тела майора Цзинцзуна и парашют 14 января нашли в море рыбаки. Тело летчика при катапультировании, скорее всего, было перебито стабилизатором «Старфайтера». Со дна моря подняли обломки «Старфайтера» и неповрежденная УР «Сайдуиндер».

Попадание снаряда в F-104G б/н 4553, кадр с пленки фотокинопулемета J-6, пилотируемого Ху Шоугэном, 13 января 1967 г.
Попадание снаряда в F-104G б/н 4553, кадр с пленки фотокинопулемета J-6, пилотируемого Ху Шоугэном, 13 января 1967 г.
Летчик 70-го ИАП 24-й ИАД Ху Шоугэн.
Летчик 70-го ИАП 24-й ИАД Ху Шоугэн.
Ху Шоуган рассказывает о бое 13 января 1967 г.
Ху Шоуган рассказывает о бое 13 января 1967 г.
Летчики 70-го ИАП 24-й ИАД у самолета J-6. Возможно именно этот самолет пилотировал Ху Шоуган в бою 13 января 1967 г. На фюзеляж нанесен лозунг "Служить народу", на вертикальной перегородке крыла написано  "Да здравствует председатель Мао".
Летчики 70-го ИАП 24-й ИАД у самолета J-6. Возможно именно этот самолет пилотировал Ху Шоуган в бою 13 января 1967 г. На фюзеляж нанесен лозунг "Служить народу", на вертикальной перегородке крыла написано "Да здравствует председатель Мао".

Четверо летчиков 70-го ИАП, принимавшие участие в бою 13 января 1967 г., были удостоены государственных наград КНР, а Ху Шоугэн 2 августа 1967 г. был принят премьер-министром Чжоу Эньлаем.

Не меньшие почести выпали на долю двух летчиков ВВС Тайваня, заявивших о сбитых в воздушном бою истребителях J-6. Капитаны Ши Бэйбо и Ху Шилин также получили государственные награды, были приняты высокими официальными лицами. Герои-летчики позировали для прессы на фоне лучшего в мире истребителя F-104 «Старйфайтер»… Истребитель F-104G б/н 4344, на котором Ши Бэйбо летал 13 января 1967 г. выставлен в авиационном музее Тайваня.

"Герои воздушного боя" Ши Бэйбо (первый слева), Ху Шилин (первый справа), в центре - командир авиакрыла Чжан Цзиминь, 13 января 1967 г.
"Герои воздушного боя" Ши Бэйбо (первый слева), Ху Шилин (первый справа), в центре - командир авиакрыла Чжан Цзиминь, 13 января 1967 г.
Ху Шилинь (справа) и Ши Бэйбо (слева), обложка журнала ВВС Тайваня, № 2 1967.
Ху Шилинь (справа) и Ши Бэйбо (слева), обложка журнала ВВС Тайваня, № 2 1967.
F-104G, на котором летал 13 января 1967 г. капитан Ши Бэйбо, авиационный музей Тайваня, 2020 г.
F-104G, на котором летал 13 января 1967 г. капитан Ши Бэйбо, авиационный музей Тайваня, 2020 г.

Тайваньская версия боя 13 января 1967 г., как и следовало ожидать, выглядит несколько иначе. Летчики «Старфайтеров» ракетами «Сайдуиндер» сбили два J-6 без потерь со своей стороны.

Единственная нестыковка данной версии: взлетало четыре «Старфайтера», вернулось – три. В небе всякое случается. Ян Цзинцзун в какой-то момент перестал отвечать на вызовы по радио и пропал вместе с самолетом. Майор, скорее всего, потерял при выходе из облаков пространственную ориентацию, после чего врезался в воду. Бытуют иные трактовки пропажи летчика и самолета: внезапный инфаркт или инсульт (такое действительно случается); сбился с маршрута и залетел в район, который пользуется славой Бермудского треугольника (не шутка). Исчезновение Ян Цзинцзуном не отразилось на официальной статистике ВВС Тайваня: 2:0 в нашу пользу.

Командование тайваньских ВВС вообще не хотело раскрывать потерю, пусть небоевую, «Старфайтера». В историю вмешалась женщина (все беды – от баб!). Жена Ян Цзинцзуна трудилась в аппарате группы военных советников США, имела влиятельных знакомых. Командованию ВВС Тайваня пришлось отвечать на вопрос жены летчика: «А где, собственно, мой муж?» Так появились всякие-разные версии пропажи летчика и самолета, а Ши Бэйбо едва не превратился из героя в нарушителя. Ши Бэйбо был ведомым майора Ян Цзинцзуна, но визуально не наблюдал своего ведущего до, во время и после воздушного боя. В 1958 г. американцы отмечали высокую боевую дисциплину летчиков ВВС Тайваня. В воздушном бою 13 января 1967 г. летчики одной, по крайней мере, пары «Старфайтеров» дисциплину не соблюдали – пара развалилась. Ведомый должен был искать своего ведущего, но предпочел стать героем.

Версия ВВС КНР описана на основе данных изложенных, главным образом в статьях, опубликованных сайтами mil.sina (https://mil.sina.cn/ls/2015-06-30/detail-ifxenncn6809458.d.html, май 2016) и zhdate (https://www.zhdate.com/tw/news_military/11941.html, июнь 2022). Данные этих сайтов (равно как и десятка иных веб-источников КНР) расходятся лишь в мелких деталях и основаны на воспоминаниях Ху Шуогэна.

Тайванские источники трактуют события 13 января 1967 г. более широко (и красочно).

Информация Ху Шугана подтверждена пленкой фотокинопулемета. Счет 2:0 в свою пользу ВВС Тайваня зафиксировали на основе опроса летчиков «Старфайтеров» и данных радиолокационного контроля.

Все четыре летчика ВВС КНР, принимавшие участие в последнем (пока) воздушном бою над Тайваньским проливом в мае 2016 г. пребывали в почтенном возрасте, но в добром здравии. Четверо тайваньских участников боя 13 января 1967 г. свой земной путь завершили: один 13 января 1967 г. «пропал» в небе над проливом, один разбился в 1970 г. на TF-104G при выполнении посадки, один скончался в 1976 г., последним в 2020 г. скончался Ши Бэйбо. Ши Бэйбо до последнего рассказывал в интервью о том, как он сбил МиГ, категорически отвергая саму возможность уничтожения великолепного «Старфайтера» устаревшим МиГом, в кабине которого находился примитивный летчик-коммунист.

Летчики ВВС КНР у истребителя J-5, снимок 1967 или 1968 гг.
Летчики ВВС КНР у истребителя J-5, снимок 1967 или 1968 гг.

Любопытные детали. Вдове Ян Цзинцзуна назначили пенсию, которая полагается не вдове пропавшего без вести, но погибшего в боевых действиях. На кладбище ВВС Тайваня в Битане установлена стелла с гравировкой: «майор Ян Цзинцзун. Погиб в бою во время спецоперации». Начальник штаба ВВС Тайваня Ли Митан 13 января 1967 г. сделал следующую запись в своем дневнике:

- Возможно мы сбили один самолет противника, потеряв, к сожалению, один свой самолет. Соотношение потерь 1:1. Мы, однако, ради поднятия морального духа наших людей не можем признать потерю. …Бог его знает, сбили мы или нет самолет противника, но свой – точно потеряли, факт.

Опубликована данная запись была лишь в 2020 г.

С достоверностью статистики от ВВС Тайваня - все понятно. Если статистике все же верить, то – скорее статистике от ВВС КНР.

Воздушный бой 13 января 1967 г. выглядит как очевидная победа ВВС КНР. Воздушный бой, на самом деле, не является самоцелью. Боевая задача ВВС Тайваня 13 января 1967 г. заключалась в выполнении фотосъемки портя Сямынь. Эту задачу ВВС Тайваня выполнили. Боевая задача ВВС КНР – сорвать выполнение фотосъемки или уничтожить разведчик после выполнения фотосъемки. Боевой задачи истребители ВВС КНР не выполнили. Кто, кого и сколько раз сбил в воздушном бою – вопросы второстепенные.

Ху Шуогэн, тем не менее, награду заслужил. Дело не только в сбитым им «Старфайтере». Командование ВВС Тайваня осознало опасность выполнения разведывательных полетов над КНР даже самолетами со скоростью полета порядка М=2. В 1968 г. такие полеты были полностью прекращены.

Ху Шоугэн в домашней обстановке, 2010 г.
Ху Шоугэн в домашней обстановке, 2010 г.