Найти в Дзене

"Хам"-"Хом"-"Мох" или как художники повздорили с артистами...

Как-то мой приятель – старый прожжённый режиссёр (жив ли сейчас?) точно распределил творческую интеллигенция по пристрастию к алкоголю: на 3-м месте актёры – спектакли случаются постоянно и можно забыть текст или лечь прямо на сцене; на 2-м – музыканты, у которых тоже есть риск с перепоя промахнуться мимо клавиш; 1-е место бесспорно за художниками: никому ты не нужен – уходи в запой хоть на день, хоть на три, а хоть и на всю жизнь… Российский государственный институт сценических искусств, а проще говоря, по-советски – ЛГИТМИК – старейший театральный вуз страны и крупнейший в Европе центр сценических искусств. Среди выдающихся выпускников института – Николай Черкасов и Николай Симонов, Аркадий Райкин и Георгий Жженов, Нина Ургант и Зинаида Шарко, Алиса Фрейндлих и Сергей Юрский, Марина Неёлова и Алексей Герман, Наталья Тенякова и Михаил Боярский, Лариса Гузеева и Дмитрий Нагиев, Олег Погудин и Елена Воробей, Юрий Гальцев и Константин Хабенский, Елизавета Боярская и Данила Козловский… П

Как-то мой приятель – старый прожжённый режиссёр (жив ли сейчас?) точно распределил творческую интеллигенция по пристрастию к алкоголю: на 3-м месте актёры – спектакли случаются постоянно и можно забыть текст или лечь прямо на сцене; на 2-м – музыканты, у которых тоже есть риск с перепоя промахнуться мимо клавиш; 1-е место бесспорно за художниками: никому ты не нужен – уходи в запой хоть на день, хоть на три, а хоть и на всю жизнь…

Российский государственный институт сценических искусств, а проще говоря, по-советски – ЛГИТМИК – старейший театральный вуз страны и крупнейший в Европе центр сценических искусств.

Среди выдающихся выпускников института – Николай Черкасов и Николай Симонов, Аркадий Райкин и Георгий Жженов, Нина Ургант и Зинаида Шарко, Алиса Фрейндлих и Сергей Юрский, Марина Неёлова и Алексей Герман, Наталья Тенякова и Михаил Боярский, Лариса Гузеева и Дмитрий Нагиев, Олег Погудин и Елена Воробей, Юрий Гальцев и Константин Хабенский, Елизавета Боярская и Данила Козловский…

По настоящему выдающихся только трое: Николай Черкасов, Николай Симонов и Аркадий Райкин – остальные ну так…

Нет-нет – я не против если кто-то очень любит Козловского, но до того – настоящего Козловского – юродивого из «Бориса Годунова» Большого театра ему как до луны… Впрочем, это относится ко всему нынешнему, не только театру и кино.

Но мы сегодня о легендарной Моховой улице, на которой ЛГИТМИК и стоит. А улица, поверьте, – интересная…

Каждый квадратный сантиметр из 700 метров Хамовской дороги от улицы Пантелеймоновской до Симеоновской, где сотню лет жили ткачи, шившие льняные паруса для кораблей Адмиралтейства, вмещает огромный пласт русской истории.

Когда вслед за верфью и ткачи съехали на выборгскую сторону крохотная улочка стала заселяться аристократами и купцами и соответственно новому статусу была переиначена из Хамовской –– хам в переводе с голландского – лён, в Моховую: «хам» – «хом» – «мох»…

По мостовой этой улицы добирались до своих домов один из отцов нашего актёрского цеха знаменитый шут Иван Балакирев и автор пророческой строки – «Умом Россию не понять» дипломат Фёдор Тютчев.

Шут Иван Балакирев и Пётр I... По результатам правления, кажется, что правил всё-таки Ваня...
Шут Иван Балакирев и Пётр I... По результатам правления, кажется, что правил всё-таки Ваня...

Из приоткрытых окон Михаила Глинки и Александра Даргомыжского неслись перебивая и дополняя друг друга, исполняемый в четыре руки, клавир партитуры «Жизни за царя» и квартет из «Русалки» в переложении для струнных. К этой высокохудожественной какофонии внимательно прислушивался один из самых мощных людей, до сих пор недооценённый потомками, создатель объёмного труда «Происхождение русских былин» и альбома «Славянский и восточный орнамент по рукописям древнего и нового времени» музыкальный и художественный критик Владимир Васильевич Стасов. В доме напротив творил, давший России более 500 научных направлений гениальный Менделеев, а по соседству сочинял эпиграф для первой главы пушкинского Онегина князь Вяземский: – «И жить торопиться и чувствовать спешит».

В вечерние часы тихим зеленовато-бархатным светом мерцали окна семейства Карамзиных, трещал камин у ног флотоводца Макарова, а где-то рядом ютился, снимавший квартиру студент, будущий председатель Совета министров и невольный отец двух революций Пётр Столыпин.

В разное время на Маховой, глубокомысленно скрючившись над столами, вписывали свои имена в историю русской литературы Лесков, Никитин и Амфитеатров, и может сугубо по издательским, а может быть и по амурным делам блуждали здесь тени Блока и Маяковского, Есенина и Куприна, Гумилева и Мережковского, Хлебникова и Брюсова…– всех не перечислить.

Моховая – сплошь из знаковых мест. Каждый дом – Дом с большой буквы, внесённый в «Перечень вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность».

Дом №35 – здание построенное князем Тенишевым для коммерческого училища, в котором учились Мандельштам и автор «Лолиты» Набоков. После революции здесь находился первый в мире Театр юного зрителя, а затем учебный театр.

В Доме №34, особняке Безобразовой, в 1779 году, на базе Танцевальной школы была создана Петербургская Театральная школа, в XIX веке переустроенная в Санкт-Петербургское Императорское театральное училище, которое в свою очередь, волей народного комиссара просвещения А. В. Луначарского было переименовано в ШАМ – Школу актёрского мастерства.

Чуть в сторону – Дом №36, возведённый архитектором Бахом для семьи Строгановых и в итоге унаследованный училищем Мусоргсокого.

Украшение Моховой и её самая яркая доминанта – один из старейших храмов Петербурга, церковь во имя святых и праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы. Одно время она служила и придворным храмом и кафедральным собором, а с 1829 года здесь заседала Кавалерская дума ордена Святой Анны.

В ходе войны храм сильно пострадал и в 1954 году был реставрирован. В церкви разместился отдел проектирования гидроэлектростанций института ОргЭнергострой. Под куполом стояли кульманы с чертежами турбин ударных комсомольских строек: Иркутской, Красноярской и Усть-Илимской ГЭС. Затем церковь приспособили под метеорологический музей, но всё же сохранили…

Были на Моховой и иные места, надолго запечатлевшиеся в народной памяти. Ленинград 70-х – это почти семьсот пивных ларьков. Они ровно распределялись по площади города, обозначая собой как заводские проходные так и области концентрации «продвинутой» публики. У таких точек постоянно кипела жизнь: здесь не только пили пенный напиток, но и назначали свидания и вели высокоинтеллектуальные беседы...

Такой ларёк располагалась и на Моховой, как раз напротив тезоименитского храма императрицы Анны Иоанновны.

Один из известных писателей, как и большинство творческих людей иногда черпающих вдохновение в «грехе пианства», оставил о этих квадратных метрах улицы проникновенные, словно выбитые в граните строки: – «Пивной ларек, выкрашенный зеленой краской, стоял на углу Белинского и Моховой. Очередь тянулась вдоль газона до самого здания райпищеторга. Возле прилавка люди теснились один к другому. Далее толпа постепенно редела. В конце она распадалась на десяток хмурых замкнутых фигур…Сколько же таких ларьков по всей России? Сколько людей здесь ежедневно умирает и рождается заново?»

Вот где-то здесь и находился знаменитый ларёк...
Вот где-то здесь и находился знаменитый ларёк...

Рядом с Моховой, на Соляном переулке располагалось не менее известное чем театральный институт учебное заведение –– художественно-промышленное, ордена Трудового Красного Знамени училище имени Мухиной. В той стороне был свой ларёк. Но толи он художественно одарённой молодёжи «мухи» казался косоватым, толи располагался в не очень приглядном месте и окружающая архитектура их не особо вдохновляла – факт остаётся фактом, –мухинцы тянулись к зелёному сооружению на Моховой, будто им там мёдом было намазано.

Некоторые из местных жителей поговаривали, что однажды у этой точки, под сенью куполов Симеона и Анны, между студентами театрального и художественного произошла «славная баталия»… Правда ли? Скорее всего был достаточно деликатный, возможно на немного повышенных тонах, разговор о дальнейших путях развития современного искусства, – а в этом принципиальном деле молодые творцы обычно отстаивают свою точку зрения и свою творческую территорию до последнего.

А если честно – «махалово», наверное, было знатное – и мы лишились многих выдающихся в будущем творцов…

Но я, друзья, вот о чём – о вечном: просуществовал ларёк до начала двухтысячных. Сейчас напоминает о нём только рюмочная-буфет с ложно-простонародным названием «Стопка». А ведь собирались сделать памятное место с вывеской: «Пиво только членам профсоюза» – но перекочевали в другую эпоху и забыли...

Как всегда оказался прав Александр Сергеевич Пушкин: «Уважение к минувшему, – вот черта, отличающая образованность от дикости; кочующие племена не имеют ни истории, ни дворянства".

Очень важно: уважение к минувшему, а не использование истории нашего Богохранимого Отечества в сиюминутных политических или корыстных целях.

Художник Шибанов "Пушкин и Арина Родионовна"... Что-то с утра поплахело "нашему всё"... Но ничего – щас кваску выпьет – отойдёт.
Художник Шибанов "Пушкин и Арина Родионовна"... Что-то с утра поплахело "нашему всё"... Но ничего – щас кваску выпьет – отойдёт.

А может скинемся и восстановим ларёк, хотя бы как мемориальный памятник? Перед Александром Сергеевичем как-то не удобно... А на ларьке напишем пушкинское:

Подымем стаканы, содвинем их разом!
Да здравствуют музы, да здравствует разум!
Так ложная мудрость мерцает и тлеет
Пред солнцем бессмертным ума.
Да здравствует солнце, да скроется тьма!

Да, –"привет" мудрому дзеновскому «искусственному интеллекту» – чем больше пишу, тем меньше видит народ…Вчера из 74 подписчиков один ушёл. Не выдержал сердешный…Осталось 73.

Подписывайтесь. А можете и нет. Следующий раз об актёрских приметах…