Знаете ли, когда у малыша, по мнению физиологов, начинается "математическое время"? В год! Предвижу ваши возражения - какая математика, малыш и горшок-то не освоил. Ошибочность такого подхода заключается в том, что многие отождествляют математику со счетом и решением задач. Разумеется, годовалый ребенок не знает чисел, впрочем, этого от него не требуется.
Так в чем же "математичность"? Ну во-первых, это время активного развития таких мыслительных операций, как анализ и синтез. Анализ - это деление целого на части, синтез - обратный процесс. А это значит, пришло время сборно-разборных игрушек. Ребенок не просто разбирает пирамидку, его мозг выполняет основную мыслительную операцию - базовую для математики.
Разобранные (разломанные) игрушки - норма, никогда не ругайте ребенка за желание разделить целое на части. И очень важно иметь в доме игрушки, которые можно собирать.
С года в лексикон малыш входят первичные математические понятия: большой-маленький, высокий-низкий.
Возраст второго года - время подготовки к порядковому счету. Ребенок знакомится с такими понятиями, как за, после, между. И тут русские сказки приходят на помощь. ""Репка", - просто идеальное пособие для занятий. Просто спрашивайте малыша:
- Кто стоит за дедкой?
- Кто стоит перед внучкой?
Если малыш еще не говорит, пусть показывает на картинке, а взрослые озвучивают ответ.
Поиграйте в предметы:
- Положи куклу за мишкой.
- Положи кубик между пирамидкой и куклой.
Чаще понуждайте ребенка находить большие и маленькие предметы.
- Дай большой кубик.
- А теперь маленький.
- Какая ложка больше?
На прогулке старайтесь замечать положение предметов.
- Красная машина за синей.
- Большое дерево перед маленьким.
До двух лет малыш должен хорошо ориентироваться в положении предмета (за, перед, между, над, под). У него должно быть сформировано представление о размере (большой, маленький, такой же).