Познакомившись, кратко, с внутренним устройством православного храма, остановимся более подробно на Иконостасе. Это особая перегородка, со стоящими на ней иконами, отделяющая алтарь от средней части храма. Иконы располагаются ярусами, число которых может быть от трех до семи, но классическим считается иконостас в пять ярусов (ярус или ряд или чин).
Самый нижний ярус носит название МЕСТНЫЙ РЯД. Этот ярус отличается наличием дверей, ведущих в алтарь. В центре находятся Царские Врата, по бокам - Диаконские двери (северные и южные врата). Царские врата символизируют вход в Царство Божие и носят особо значимые иконы: иконы Благовещения Пресвятой Богородицы и четырех Апостолов, которые написали Евангелия: Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Либо святителей — составителей Литургии — Иоанна Златоуста и Василия Великого.
Над ними помещается образ Тайной Вечери, который указывает, что за Царскими вратами в алтаре происходит то же самое, что происходило в Сионской горнице.
По обеим сторонам от Царских Врат помещаются две большие иконы: Икона Спасителя и Икона Пресвятой Богородицы.
На южных дверях изображается либо архангел Михаил, либо архидиакон Стефан, либо первосвященник Аарон.
На северных вратах изображаются либо архангел Гавриил, либо диакон Филипп (архидиакон Лаврентий), либо пророк Моисей.
В этом же ряду мы найдем храмовую икону, которая изображает святого или праздник, в честь которого освящен храм, иначе говоря - местную икону, что и дало название данному ярусу.
Сохранилось и древнее его название – Поклонный. Потому, что иконы текущего месяца или очередного праздника, находящиеся в этом ряду, снимаются со своего места и кладутся на аналой для поклонения. Кроме того, к иконам, находящимся на небольшой высоте, можно приложиться, поклониться, зажечь перед ними свечи.
Над Местным рядом устраивают ПРАЗДНИЧНЫЙ РЯД. Здесь мы видим икону Воскресения Христова и иконы важнейших двунадеся́тых праздников, изображающих священные события Нового Завета, которые послужили спасению людей:
- шесть Господских праздников (Рождество, Сретение, Крещение, Преображение, Вход в Иерусалим, Вознесение)
- четыре Богородичных праздника (Рождество Богородицы, Введение во храм, Благовещение, Успение)
- Пятидесятница
- Воздвижение Креста Господня
Иконы располагаются в порядке их следования в церковном году, начиная с 1 сентября по старому стилю, либо в хронологическом порядке. Первой (слева) и в хронологическом, и в богослужебном порядке идет образ Рождества Богородицы, далее следуют (по хронологии): Введение Богородицы во Храм, Благовещение, Рождество Христово, Крещение, Преображение, Воскрешение Лазаря, Вход в Иерусалим, Распятие, Воскресение Христово, Вознесение, Пятидесятница, Успение Пресвятой Богородицы (эта икона при любой последовательности будет крайней справа). Часто в праздничный ряд включают Крестовоздвижение, Покров и другие праздники.
Третий ряд - ДЕИСУС- может меняться местами с праздничным в разных храмах. Его особенность - центральный образ Христа Вседержителя, восседающего на троне в золотых одеждах на фоне красного ромба (мир невидимый), зелёного овала (мир духовный) и красного квадрата с вытянутыми краями (мир земной), которые вместе символизируют всю полноту мироздания. По правую руку от Него изображается Пресвятая Дева Мария, молящая Его о прощении человеческих грехов, по левую руку от Спасителя – образ проповедника покаяния Иоанна Предтечи. Эти три иконы носят название деи́сис – моление (разг. деису́с).
Слева, за образом Богородицы, архангел Михаил и апостол Петр, справа, за образом Иоанна Предтечи, архангел Гавриил и апостол Павел. Далее следуют иконы святителей, мучеников и преподобных, либо — 12 апостолов.
Чин выше - ПРОРОЧЕСКИЙ, состоит из изображений ветхозаветных пророков (Исайя, Иеремия, Даниил, Давид, Соломон, Илия, Захария, Иезекииль и другие) с развернутыми свитками в руках, на которых написаны тексты из их пророчеств о Боговоплощении. Количество изображаемых пророков может варьироваться в зависимости от размеров ряда. В центре ряда – икона Божией Матери "Знамение",как символ исполнения всех пророчеств.
Пятый ряд - ПРАОТЕЧЕСКИЙ изображает предков Господа по плоти, в том числе первых людей — Адама, Евы, Авеля. Изображаются ветхозаветные праведники, жившие до Моисея, через которого Бог даровал Закон. Центральная икона — ветхозаветная Троица, соответствующая ветхозаветным представлениям о Боге. По одну сторону от Нее помещаются образы пра́отцев (Авраама, Иакова, Исаака, Ноя), а по другую – святи́телей ( святых, которые в годы своего земного служения имели епископский сан).
Ну, и наконец, ЗАВЕРШЕНИЕ или НАВЕРШИЕ - икона Распятия или Крест — символ искупительной жертвы Спасителя - вершина Божественной любви к падшему миру.
Иоанн Кронштадтский сказал: «Иконы требуются нашею природою. Может ли природа наша обойтись без образа? Можно ли, вспоминая об отсутствующем, не воображать его? Не Сам ли Бог дал нам способность воображения? Иконы — ответ Церкви на вопиющую потребность нашей природы».
Иконостас, как отражение Неба, Царствия Небесного, смотрит на нас, грешников, молящихся в церковном зале, участвует в Богослужении вместе с нами, соединяясь в молитве, усиливая ее и доводя до Господа.
«Икона - это воплощенная молитва. Она создается в молитве и ради молитвы, движущей силой которой является любовь к Богу, стремление к Нему как совершенной Красоте». Архимандрит Зинон.
#православие #иконостас #икона #путь к богу #храм